Анна Самсонова
Формирование начальных основ безопасности у детей раннего возраста в тесном сотрудничестве ДОУ-семья
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Формирование начальных основ безопасности у детей раннего возраста в тесном сотрудничестве ДОУ-семья» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В «Детском саду № 86» вопросу безопасности детей на улицах и дорогах уделяется большое внимание. Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить, уже начиная с 1 младшей группы детского сада. При этом педагог должен знать все особенности воспитания дорожной грамотности у малышей. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мы находимся в тесном сотрудничестве с родителями и особое внимание уделяем обучению детей правилам дорожного движения.
Актуальность работы состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый несемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Организуя работу по данной проблеме, мы преследуем цель создание условий для совершенствования деятельности детского сада по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, а также формирование у малышей знаний и умений, и привитие практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи
• Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах
• Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильной и безопасной ориентации на улице
• Учить соблюдать правила дорожного движения.
• Привлечение родителей к формированию у детей раннего возраста навыков безопасного поведения.
Перед нами встаёт вопрос «Как сформировать у малышей навыки безопасного поведения на дороге?» Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, воспринимают дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате — мозг ребенка не успевает "переварить" информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте так же мгновенно, как и игрушечные.
Говоря о причинах ДТП с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка- это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка - останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим, практическим повторением. Привычки со временем могут перерастать в устойчивые черты характера.
Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребё нку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут станет для него привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по другому это называется - навыки безопасного поведения на дороге.
Что бы выработать положительную привычку необязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведение специально организованных мероприятий по ПДД, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
При обучении детей следует учитывать следующие данные научных исследований: Дети младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов
Для наиболее успешных результатов данную работу мы ведём в трёх направлениях.
С педагогами: педсоветы, семинары, выставки, анкетирование, консультации.
С детьми: через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы;
через познание действительности посредством бесед, чтения художественной литературы, подвижных игр, с помощью различных иллюстраций, атрибутов и личного примера взрослых;
через специально организованную образовательную деятельность по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
С родителями: родительские, собрания, консультации, беседы, анкетирование, выставки совместных работ.
Как было уже сказано выше, родители должны принимать активное участие в обучении детей правилам дорожного движения, именно поэтому неотъемлемую часть в своей деятельности, мы уделяем родителям с детьми в рамках работы ДОУ. В которой выявляется характер детско–родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Как спасти детей от смерти и увечья на дорогах? Нет на свете родителей, которые не хотели бы уберечь ребенка от несчастного случая. Но, к сожалению, далеко не все знают, как это сделать. Для формирования у населения ситуационной транспортной культуры каждый родитель должен овладеть знаниями о типичных дорожных ситуациях-"ловушках", в которые попадают дети на дороге, и о глубинных причинах этих ошибок. Исходя, из этой проблемы мы используем следующие формы работы.
Во всех группах оформлены уголки для родителей по безопасности дорожного движения. Уголок для родителей содержит: информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма, причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей, рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге, перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей знаний по правилам дорожного движения.
Новой формой работы в этом учебном году в нашем детском саду стала оформление альбома «Друг - наш светофорик», где собираются лучшие фотографии, отображающие работу нашего ДОУ по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Родители в нашем ДОУ являются активными участниками этого процесса. Большую помощь оказали в оснащении уголка по ПДД. Ими были изготовлены следующие материалы: дидактическая игра «Светофор», при помощи которого дети учатся ориентироваться в пространстве, запоминают цвета-сигналы светофора, развивают мелкую моторику, что составляет значимую роль в раннем возрасте; тематические альбомы «Виды транспорта», «Цвета», «Дорожные ситуации»; дидактическое пособие «Выбери правильный цвет».
С целью выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности было проведено анкетирование. Данная форма работы показала, что большинство родителей являются грамотными пешеходами.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Как уже говорилось, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Только в тесном содружестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых навыков и умений, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах.
Список использованной литературы
1. Лапшин, В. И. Правила дорожного движения [Текст] РФ М. : -«Транспорт», 1999. - 178 с.
2. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения [Текст] М. : - Просвещение, 1975. – 119 с.
3. Саулина, Т. Ф. Три сигнала светофора [Текст] М. : Просвещение, 1989. - 321 с.
4. Юрянин, Н. В. Светофор [Текст] М. : Детская литература,
1971.-165 с.
5. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. : - Просвещение,1994. - 430 с.
6. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья [Текст] М. : Просвещение 2002. -320 с.
7. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст] Методическое пособие. – М. : Школьная пресса 2004. - 65 с.
8. Бочкарева, О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] – Волгоград: ИТД Корифей, 2008. - 190 с.
9. Майер, А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи [Текст]. : Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3 -131 с.
10. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст] Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007. – 134 с.