Светлана Журавлева
Формирование основ гендерной идентичности у детей 6–7 лет
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27 «Крепыш» г. Павлово
Формирование основ гендерной идентичности
у детей 6-7 лет
Выполнила:
Журавлева С. Ф.
2017г.
Период дошкольного детства - это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей. Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Публикация «Формирование основ гендерной идентичности у детей 6–7 лет» размещена в разделах
Свою работу строю в соответствии с ФГОС ДО, где учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Основными принципами дошкольного образования являются:
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
Для того, чтобы обеспечить психологическое благополучие детей во время их пребывания в стенах детского сада и минимизировать трудности в процессе усвоение ООП ДО, каждый педагог детского сада должен обладать одной из ключевых компетенций - понимание гендерных различий дошкольников и знания особенностей гендерной социализации в дошкольном возрасте.
Наиболее полно проблема воспитания с учетом пола детей представлена в педагогическом наследии выдающихся отечественных педагогов А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Учет психологических особенностей мальчиков и девочек был одним из основных их принципов педагогической деятельности.
В дальнейшем вопросы становления психологического пола, половых психических различий на разных возрастных этапах изучались в исследованиях Веры Васильевны Абраменковой, Bеры Cеменовны Мухиной, Игоря Семеновича Кона, Виктора Ефимовича Кагана, Дмитрия Владимировича Колесова, Ирины Сергеевны Клециной, Веры Эдуардовны Семеновой и др.
О гендерном воспитании детей говорят сегодня много. Между тем изменения, происходящие в обществе, продолжают разрушать традиционные представления о мужском и женском поведении. Это находит свое отражение и в поведении детей.
В настоящее время в дошкольном образовании существуют серьезные проблемы гендерной социализации. Т. Н. Доронова указывает на то, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых отличаются:
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в умственных и зрительно-пространственных способностях, уровне достижений и многих других вещах.
Основное влияние на становление моей авторской идеи сыграли исследования Т. П. Хризман и В. Д. Еремеевой. Так, по мнению авторов, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют свою агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. Поскольку существуют объективные гендерные различия, то и подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными. На основе этого определила принципы построения своей системы работы. Также в своей работе я опиралась на программу гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки» Шелухиной Ирины Петровны, которая разработала комплекс занятий с детьми.
Поэтому ведущей педагогической идеей моей работы стало создание такой системы работы с детьми 7-го года жизни, в процессе которой происходит формирование основ гендерной идентичности : принадлежности к своей половой роли и ее отличительным признакам.
Принимая к сведению гендерные и возрастные индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, поставила цель: создание благоприятных условий для формирования основ гендерной идентичности у детей 6-7 лет. Для достижения поставленной цели определила задачи:
• Формирование знаний о своей принадлежности половой роли и ее отличительных признаках.
• Формирование у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.
• Определение перспективы взросления в соответствии с половой ролью.
• Воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.
• Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.
• Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.
Для реализации задач разработала перспективный план работы с детьми по формированию основ гендерной идентичности у детей 6-7 лет, работу с родителями, картотеку дидактических игр, картотеку произведений художественной литературы, проект «Рыцари и принцессы», обогатила развивающую среду.
Работу начала с создания в группе развивающей предметно-пространственной среды, учитывая возрастные возможности детей, а также зарождающиеся гендерные склонности и интересы. Конструировала среду таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Для мальчиков подобрала различные конструкторы, технические игрушки, подготовила атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Спасатели», «Пожарные», «Моряки», «Космонавты», «Строители» и др.
Для девочек был оборудован кукольный уголок, размещены предметы домашнего обихода, разного размера и пола куклы, наряды (юбки, косынки, фартуки, шляпки). Были изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Ателье», «Салон красоты», «Супермаркет», «Кафе», «Школа» и др., а также поместила коробку с предметами-заместителями.
Выделено место для театрально-игровой деятельности, где размещены костюмы для театрализованных игр, ширма и разные виды театров.
В книжном уголке расположилась библиотека «Для вас, мальчики и девочки», собранная совместно с родителями, альбомы «Все работы хороши!», «Генеалогическое древо моей семьи».
В уголке творчества систематически проходят тематические выставки детского рисунка «Рисуют мальчики», «Рисуют девочки», поделок ручного труда (из бумаги, ткани, бросового и природного материала).
В уголке по физическому развитию для девочек разместила ленты, скакалки, платочки, султанчики, мячи, обручи, а для мальчиков гантели, дартс, баскетбольное кольцо, серсо.
В процессе работы РППС пополняла новыми атрибутами, макетами, дидактическими играми.
Работа проходила в 3 этапа, в соответствии с разработанным планом.
На подготовительном этапе работы была проведена диагностика детей.
Для решения задач исследования использовала:
• Метод наблюдения (целью которого является выявление реальных действий в игре, на прогулке, в групповой комнате и определение мужских и женских признаков и качеств личности, показателей гендерной воспитанности детей дошкольного возраста 6-7 лет);
• Методика «Определение гендерной идентичности» (полустандартизированное интервью по В. Е. Кагану, 2000 г.)
Наблюдая за детьми, заметила, что многие девочки лишены нежности, скромности, чуткости, терпения, не умеют мирно разрешать конфликты, дают отпор мальчикам. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости (плаксивы, обидчивы, редко проявляют желание прийти на помощь девочкам.
Анализ, проведенного интервью и наблюдения, показал, что дети еще не совсем ориентируются в этой теме, нет полной системы в усвоении и применении знаний на практике: (у 9 детей сформирована гендерная идентичность, у 12 – в стадии формирования)
Параллельно с этим велась работа с родителями: на тематическом собрании «Мальчики и девочки в детском саду» родителям было предложено анкетирование «Особенности воспитания ребенка в семье». Результаты анкетирования показали, что большинство родителей недостаточно компетентны в вопросах гендерного воспитания дошкольников. Современные родители чаще ставят в приоритет интеллектуальное развитие ребенка и не акцентируют внимание, например, на обязанности мальчиков уступать место девочкам, помогать им в выполнении трудоемких поручений. Но все же проявляют интерес к этой теме. Многие семьи присоединились к совместной работе по обогащению ППРС группы по этой теме: изготовили несколько макетов («Улица города», «Крепость», «Кукольный дом», «Корабль», приняли активное участие в подборе произведений художественной литературы по теме для создания библиотеки.
Работу по формированию основ гендерной идентичности у детей 6-7 лет осуществляла в разные моменты жизни и деятельности детей.
Основной этап работы предусматривал несколько направлений:
Теоретические, познавательные, интересующие детей стороны гендерного воспитания (НОД, наблюдения, экскурсии, открытие библиотеки) :
Цикл занятий «Кто есть кто?» помог сформировать у детей предпосылки мужественности и женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола, правильного понимания мальчиками и девочками их будущих женских и мужских ролей, формированию эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли.
Цикл занятий «Я и моя семья» позволил уточнить и сформировать у детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.
Помог обогатить представления о мужских и женских профессиях. Дети узнали, что для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь (военные, милиционеры, пожарные, лётчики, спасатели, а женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту (врач, портниха, парикмахер, повар, педагог, хореограф).
В процессе цикла занятий «Рыцари и принцессы» у детей формировались представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывалась культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
Используя технологию Коротковой Надежды Александровны «Река времени», разработала и провела интегрированное занятие «Моя маленькая Речка». Целью занятия было расширение и систематизация знаний детей о себе, как о представителях определенного пола и о возрастных изменениях людей. А также занятие «Семейные традиции и обычаи русского народа». Путешествуя по реке времени, дети познакомились с жизнью и бытом русских людей – славян, с их доброжелательностью, взаимопомощью в семейной жизни.
В ходе НОД использую дифференцированный подход. Например, на математике мальчикам предлагаю придумать и решить задачи об охотниках, военных, о видах транспорта, а девочкам – о принцессах, игрушках, растениях или животных.
На занятиях по физическому развитию использую следующие методические приемы: различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, девочки – 5); разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, дополнительные усилия – для мальчиков, пластичность, выразительность, грациозность – для девочек; различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, для девочек – кто их оценивает и как); обращаю внимание детей на мужские и женские виды спорта.
На музыкальных занятиях мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (бравые солдаты, матросский танец, наездники). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, платочками, веточкой березы, а также танцы в парах: «Гусары и барышни», «Полька» и др. Обучая игре в оркестре, мальчикам, как правило, предлагаются ложки, барабаны, девочкам – колокольчики, металлофоны, бубны.
С интересом дети посещали экскурсии на кухню детского сада, медицинский кабинет, на стройку. Они наглядно знакомились с профессиями повара, медицинской сестры, строительными профессиями: каменщик, монтажник, штукатур, крановщик и др. Узнали, какая необходима спецодежда, инвентарь, какими качествами должен обладать человек той или иной профессии.
Для формирования представлений о мужественности и женственности, а также для воспитания положительных нравственных качеств: доброты, дружбы, заботы, сочувствия, желание помочь использую устное народное творчество и произведения художественной литературы. Герои книг являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социально-половые черты. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других, не одобряют их поведение, не хотят быть похожими на них. В своей работе использую этические беседы на основе художественных произведений, разработанные Е. Кудрявцевой и Н. Ледовских.
Полученные детьми знания, умения и навыки совершенствуются в свободной самостоятельной деятельности: в с/р играх (в символической форме дети воспроизводят взаимоотношения взрослых людей, в дидактических играх, собранных в лэпбуке «Девочки и мальчики». Лэпбук – интерактивная папка крупного формата с информацией по гендерному воспитанию, с которой можно проводить игровые задания: учить группировать профессии на мужские и женские, закреплять представления об этапах взросления, о полоролевых стереотипных видах деятельности человека, развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике, умение разгадывать загадки, развивать логику, мелкую моторику, память, внимание, вырабатывать аккуратность при работе с раскрасками. Лэпбук очень нравится детям, они с удовольствием пользуются данным пособием.
Гендерный подход находит свое отражение и в организации трудового воспитания дошкольников.
Возможность выразить свои творческие способности появилась у детей, когда я предложила им музыкальную игру «Профессии». Слушая музыкальные произведения, дети воспроизводили жестами и мимикой ту или иную профессию. А также в театрализованной деятельности. Работая над постановками спектаклей «Муха-цокотуха» и «Бременские музыканты», воспитанники узнали, что отношения между противоположным полом были во все времена и даже в сказках: мужчины при обращении к даме говорили красивые, ласковые и нежные слова, дарили цветы, а дамы мило улыбались и кружились с ними в танце. Совместно с музыкальным руководителем были разработаны и проведены следующие праздники: досуги «Мисс-маленькая звезда», «Рыцарский турнир», спортивный праздник, посвященный 23 февраля (совместно с папами, развлечение ко Дню матери «Тепло сердец для милых мам» и др.
При проведении таких праздников и развлечений мальчики совершенствуют мужские качества: храбрость, ответственность, справедливость, находчивость, а девочки становятся более мягкими, требующими к себе внимание со стороны мальчиков.
Говоря о воспитании девочек и мальчиков, нельзя не рассматривать эту проблему в отрыве от семейного воспитания. Умение толково ответить на вопросы ребенка — большое искусство, но овладеть им — посильная для родителей задача. Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка». Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, беседы, тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек. Благодаря проведенных совместных мероприятий с родителями, изменилось их отношение к детям. Они стали более обдуманно относиться к подбору игр, художественных произведений, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности детей. Благодаря родителям, в группе стал работать кружок «Умелые ручки», где мамы с девочками вышивают салфетки, шьют куклам одежду, собирают бусы, делают сувениры для мальчиков, а папы вместе с мальчиками мастерят поделки из дерева (кормушка, конструируют из бумаги, картона, бросового материала, делают сувениры для девочек.
На заключительном этапе работы была проведена диагностика детей.
Анализ, проведенного интервью и наблюдения, показал, что дети стали больше ориентироваться в этой теме, применяют знания и умения на практике: (у 15 детей сформирована гендерная идентичность, у 6 – в стадии формирования)
Подводя итоги проделанной за минувший год работы, я пришла к следующим результатам:
- у детей расширился кругозор ( с удовольствием рассказывают о себе: о событиях биографии, о поступление в школу, о своих обязанностях в семье, планах на будущее, связывая их с мужскими и женскими ролями в семье и обществе, о будущей профессии); - дети стали больше находить отличия в разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, просто бегать не носят бижутерию. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с развитой фантазией. - взаимоотношения детей стали более дружескими, открытыми, доброжелательными, ребята стали прислушиваться к мнению партнера, учитывая его желания; - у детей повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, объясняют профессиональные и домашние обязанности родителей;
- ребята стали более опрятными (замечают и устраняют недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде)
- дети стали чаще оказывать помощь друг другу (в игре, совместной деятельности, при сборе на прогулку)
Таким образом, были созданы все условия для совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей в любое удобное для них время с учетом формирования у них гендерной идентичности.
Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
Список литературы
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Формирование гендерной идентичности», М., 2012г.
2. Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», М., 2009г.
3. Елисеева Т. А., Климина Л. В., Хрон О. С. «Реализация гендерного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО», Волгоград, 2012г.
4. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. «Мальчики и девочки – два разных мира», М., 1998г.
5. Каган В. Е. «Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет», ж-л «Вопросы психологии» №2 – 2000г., с. 65-69
6. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста»
7. Кудрявцева Е., Ледовских Н. «О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников», ж-л «Дошкольное воспитание» №9 – 2003г., с. 21-28
8. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В., Иванкова Р. А., Кондратова В. В., Саар А. Д., Гринявичене Н. Т. «Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников».
9. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр», М., 2016г.
10. «Практикум по Гендерной психологии» под ред. Клециной И. С., СПб., 2009г.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, М., 2014г.
12. Чумалова Т. «Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени». Ж-л «Дошкольное воспитание» №3- 2008г.
13. Шелухина И. П. «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», М., 2008г.
14. Щетинина А. М., Иванова О. И. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет», М., 2010г.