вероника нитченко
Консультация для родителей «Формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте»
Раннее детство и дошкольный возраст являются ключевыми периодами для становления гендерной идентичности личности. Дети знакомятся и усваивают эти эталоны, к которым общество приближает мальчиков и девочек (поведение, речь, внешний вид, игры и социальные роли. По мнению С. Томпсона гендерная идентичность устанавливается у обоих полов к трем годам. Дети могут делить других девочек и мальчиков, мужчин и женщин, а также правильно ответить на вопрос «Ты девочка или мальчик?»
Публикация «Консультация для родителей „Формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
К трем годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, но не может знать, в чем заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если на мальчика надеть платье, он становится девочкой.
К 3-4 годам ребенок осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (одежда) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола.
В период 4-5 лет – это время активной социализации, когда ребенок применяет социальные роли, и демонстрирует соответствующие его полу поведения. Итак, как только ребенок начинает замечать различия, существующими между мужчинами и женщинами, у него обычно проявляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Обусловленное желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой. В ходе этого процесса Л. Колберг назвал «социализация Я», мальчики обычно подражают поведению мужчин, а девочки поведения женщин. Дети среднего дошкольного возраста еще не способны выстроить половозрастную последовательность. Однако дети этого возраста идентифицируют себя чаще или с дошкольниками или же со школьниками, говоря при этом такие слова: «Я большой», «Я скоро пойду в школу», «Он большой и я большой».
От четвертого к седьмому годами жизни, как отмечает В. Е. Каган, резко что они защищают девочек, играя в шоферов, пожарников, солдатов; девочки говорят, что мальчики хулиганят. Это проявление вызывает у ребенка положительные переживания, что приводит к самоутверждению в этой роли.
К семи годам дети достигают половой константности – понимания, что пол постоянен, и изменить невозможно. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по своему желанию выбирают разные игры и партнеров в них, у них появляются разные интересы, возникают однополые компании. У старшего дошкольного возраста имеется определенная система знаний о характере полоролевых различий представителей мужского и женского пола. Ими осознаются и выделяются признаки поведения: сила у мужчин, слабость, заботливость, потребность в защите у женщин. Дети ориентируются на традиционные образы мужчин и женщин. Гендерную информацию ребенок получает от родителей.
Таким образом, формирование гендерного стереотипа в дошкольные годы зависит от интеллектуального развития ребенка. И этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации. Дошкольник усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается согласовать свое поведение с представлениями о своей гендерной идентичности.