Елена Зубачёва
Формирование российской гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вострова Т. И., заведующая МБДОУ №33
«Малинка», г. Ульяновск
Зубачёва Е. В., Чечукова Н. А., воспитатели
МБДОУ № 33 «Малинка», г. Ульяновск
В современных условиях вопросы, связанные с организацией поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в ДОО, имеют особую актуальность. Данный вопрос подчеркивается в «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» (2006, в проекте «Концепции поликультурного образования в России» (2010).
Публикация «Формирование российской гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Поликультурное воспитание дошкольников представляет собой процесс, направленный на ознакомление детей с культурой не только своего народа, но и других, с ее уникальностью и своеобразием; на воспитание уважительного и толерантного отношения к ценностям и традициям других народов.
По мнению исследователей, дошкольный возраст – это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности.
Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развиваются его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.
Воспитательное значение народных подвижных игр в поликультурном воспитании огромно.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.
Большое значение придавала использованию русских народных подвижных игр А. П. Усова. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русскими народными подвижными играми, они должны, прежде всего, знать историю их появления и уметь в доступной форме донести эту информацию дошкольникам.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Одна из древнейших игр из русского детского фольклора – горелки. О ней писал С. К. Якуба: «Русские историки прямо связывали горелки с обычаями славян язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее – Купалы, посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, чтобы встретить в чистоте восходящее светило».
О происхождении самого названия игры – «Горелки» – свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен… поется: „Не огонь горит, не смола кипит, А горит кипит ретиво сердце по красной девице“… Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом громовиком и земля принимается за свой род.
В зимние Святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема», также связанная с календарными праздниками, унаследованными от древних языческих времен. Можно предположить, что Дрема здесь – образ Солнца, которое будят, слегка шутливо укоряют, ждут от него тепла: «Будет, Дремушка, дремать, полно, Дрема, стыдно спать. Встань!»
Для святочных посиделок были характерны подвижные игры, в частности жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не поймает себе замену.
Широко распространено было на Масленицу катание молодежи с ледяных гор. Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений.
Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, дошедших до наших дней, является «Штандер». Эта игра очень старая, в нее играли еще в XIX в. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. На вечерках, на гуляниях играли в такие игры, как: «Я по травке шла», «Заинька», «Репка», «Редька», «Водяной», «Дедушка Мазай» и другие.
Детские народные подвижные игры не только отражали обрядовые традиции, носили отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения. Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, а финалом игры, как правило, является бег.
А вот любимая детская игра «Я садовником родился» показывает совсем другую жизнь. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, ритуальность «светских» отношений.
Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное – несъедобное».
Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было определить как современный детский игровой фольклор.
В практике работы с детьми дошкольного возраста МБДОУ №33 «Малинка» используются разные виды русских народных подвижных игр, способствующих физическому развитию детей.
В работе с дошкольниками часто используем народные игры, в которые дети очень любят играть «Дед-Мазай и зайцы», «У медведя во бору», «Хвост Бабы Яги», «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Колечко», «Караси и щука» и другие. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей и вызывают положительные эмоции.
Русские народные подвижные игры не только способствуют оздоровлению ребенка, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач. Таким образом, русские народные подвижные игры являются эффективным средством поликультурного воспитания, содействуют ознакомлению дошкольников с культурой и традициями российского народа.
Литература:
1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учебное пособие / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. М. : Академия, 2007. 240 с.
2. Гукаленко О. В. Поликультурное образование : теория и практика. / О. В. Гукаленко. Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2003. 512 с.
3. Детские народные подвижные игры /Сост. A.B. Кенеман, Т. И. Осокина. – М., 1995.
4. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика Синтез, 2008.