Маргуш Гоарян
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшей группы с помощью игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшей группы с помощью игровой деятельности.
Нужна ли дошкольнику финансовая грамотность?
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшей группы с помощью игровой деятельности» размещена в разделах
Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или нет, он все равно получает экономический опыт. Не зависимо от того занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Цель: Формировать и расширять основы финансовой грамотности дошкольников через игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
-Дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления: доход,деньги, семейный бюджет, потребности.
-Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово- экономическими терминами, соответствующими их возрасту.
-Дать представление о том, что деньги зарабатываются с помощью труда.
Развивающие:
-Развивать <<экономическое>>, логическое мышление, память, внимание и познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и умению ценить чужой и свой труд.
Актуальность и новизна.
Низкий уровень финансовой грамотности отрицательно сказывается на личное благосостояние и экономический потенциал домохозяйств, препятствуют развитию финансового рынка, тормозят инвестиционные процессы в экономике и приводят к ухудшению социально -экономического положения страны. Это влечет за собой отсутствие или недостаточность навыков и компетенций необходимых для эффективного управления личными финансами, осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми институтами, органом власти и организациями, защищающими право потребителей финансовых услуг.
Ребенок еще совсем маленьким погружается в мир финансов, он посещает с родителями магазины, видит рекламу, слышит разговоры о работе, о зарплате. Элементарные знания вопросах экономики формируют не только их представления о финансах, но и навыки планирования, терпения и усидчивость. Так как ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, поэтому воспитатель берет на себя ответственность к правильному обучению основ финансовой грамотности.
Новизна данной методической разработки заключается в создании системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием игр- квестов, игрового интерактивного оборудования.
Данная методическая разработка состоит из 3 этапов:
1. Организационный этап:
-изучение литературы по данной теме
-сбор материалов и атрибутов для сюжетно- ролевых игр
- создание оборудования
2. Практический этап:
- Проведение бесед с детьми на темы:
<<Что такое деньги и откуда они берутся?>>
<<Деньги и профессии людей>>
<< Расходы и доходы>>
<< Семейный бюджет>>.
- Обогащение словарного запаса детей финансовыми терминами в соответствии с возрастом.
-Проведение дидактических игр.
- Проведение викторины <<Семейный бюджет>>
-Проведение сюжетно- ролевых игр.
3. Заключительный этап.
Для реализации работы проведение сюжетно- ролевой игры<<Поездка в городок маленьких финансистов>>.
Материалы и оборудование:
- Картотека сказок по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
- Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
-Альбом для изучения профессий
-Альбом с терминами по финансовой грамотности для детей- дошкольников
-Книга для чтения << Пес по имени Мани>>
- Деньги, пластиковые карты, эко – пакеты из ткани, сумки
- Нами были собраны продукты питания, бытовая химия, косметика, коллекция тканей, лекарства…
-Созданы банкомат и касса сбербанка.
Проведение бесед на темы:<<расходы и доходы>>,<< семейный бюджет>>,<< профессии>> и т. д.
Проведение различных дидактических игр, как настольных (Монополия,так же игр на планирование бюджета(<< игрушка- яблоко>>,<< нужно- хочу>>) и т. д.
Далее была проведена большая викторина << Семейный бюджет>>, где команды, отвечая на вопросы, смогли заработать свои <<деньги>>.
После этого дети отправились в поход в банк для знакомства с профессией банковского работника, а так же для изучения способов хранения собственных сбережений. Здесь многие дети смогли внести свои заработанные деньги в вклад для преумножения дохода, а кто – то предпочел воспользоваться обычной копилкой.
Проведение сюжетно- ролевых игр.
-Продуктивный и хозяйственный магазин
-Частная клиника <<Жемчужинка>>
-Аптека << Живика>>
-Мир овощей и фруктов
-Сувениры и подарки
-Магазин тканей << Лолита>> и ателье.
Играя в эти игры дети научились распределять свой небольшой бюджет, определять необходимый и желанный товар. Первое время мы не писали цен на ценниках. Оплата происходила таким образом: одна купюра – один товар или услуга. В дальнейшем мы планируем усложнить ход игры, писав конкретные цены.
Сюжетно- ролевая игра<<Поездка в городок Маленьких финансистов>>.
Создавая этот городок, мы решили, что хотели бы уйти от сюжетно- ролевых игр, где главная идея была покупка каких- то материальных вещей, поэтому выбрали станции, где в первую очередь человек покупает эмоции, культурно и духовно обогащается.
Игра начинается с поездки в автобусе, где дети оплачивают проезд кондуктору.
Первая станция:<< Кукольный театр>>.Дети проходят в гардероб, на кассе покупают билеты, проходят в зрительный зал и смотрят волшебное представление. Во время антракта зрители могут посетить буфет, выпит чая с вкусным пирожным и пообщаться.
Вторая станция:<< Тренажерный зал у Никитоса>>.На кассе детей приветствует вежливый администратор, который продает абонементы для посещения зала. После покупки абонемента, дети могут позаниматься боксом с личным тренером или самостоятельно позаниматься в фитнес- зале.
Третья станция:<<Детская городская библиотека>>. Любители книг смогли попасть в библиотеку,где оформили читательский билет, оплатив годовое пользование. После вежливый библиотекарь помог выбрать интересные книги, и дети могли почитать в читальном зале или же взять книгу на дом.
Четвертая станция:<< Ледовый стадион>>. В день поездки на городском стадионе проходил долгожданный матч двух противоборствующих команд <<Красных>> и <<Синих>>. Любители хоккея поторопились купить билеты на матч, чтобы занять лучшие места на трибуне. А дальше началась очень эмоциональная игра. Болельщики размахивали флагами команд, скандировали речевки. Все остались довольны.
Пятая станция<< Зоопарк>>. Здесь детей ждали удивительные и редкие животные, которых можно было хорошо рассмотреть после покупки билета в кассе зоопарка.
После посещения всех станций, уставшие и довольные дети садятся в автобус,чтобы вернуться в группу. Игра окончена.
Заключение
Проведенная работа с детьми показала высокую заинтересованность их к сюжетно- ролевым и дидактическим играм, беседам по теме финансовой грамотности,желание играть в коллективе, совершать покупки, рассчитываться за приобретенные товары в магазинах деньгами. Дети с удовольствием вживались в образы сотрудников магазинов, покупателей, продавцов и сотрудников городских учреждений. Играя ребята показали хорошие знания о взрослых профессиях.
В нашем городке Маленьких финансистов было очень интересно и мы будем дальше продолжать играть усложняя условия игры и развивая сюжет.