Павлова Ильхамия Максутовна
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 2»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Формирование основ финансовой грамотности
у детей подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет)»
Воспитатель: Павлова И. М.
Сентябрь 2020 г.
Проблема:
Темочки:
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.
Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Цель:
создание основ для формирования финансово грамотного поведения детей подготовительного дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте.
4. Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей подготовительного дошкольного возраста.
5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации: 2020-2021 учебный год.
Ожидаемые результаты:
- воспитанники проявляют устойчивый интерес к труду взрослых, знают названия профессий; могут объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеют элементарное представление о семейном бюджете.
- осознают назначение денег; понимают товар как продукт труда, имеющий цену; проявляют бережливость, аккуратность, начала рационального поведения.
- владеют обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность); испытывают чувство вины за поломку игрушек, стремятся устранить свою оплошность.
Формы и методы :
• Беседы;
• Чтение произведений художественной литературы;
• Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности;
• Просмотр презентаций;
• Дидактические игры;
• Викторины;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Игры- путешествия;
• Настольные игры;
• Игры-коллекции.
Этапы работы:
- изучение и анализ литературы, интернет-ресурсов по теме; подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний; анкетирование родителей;
- подбор демонстрационного материала; изготовление дидактических игр по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (в течение года);
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- внедрение в работу подготовленного материала с детьми и родителями;
- проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы; самоанализ педагогической деятельности.
Поэтапно-творческий перспективный план по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» на 2020-2021 учебный год
Мониторинг, анализ знаний по теме
Изучение литературы, интернет-ресурсов.
Систематизация полученного материала по теме. Составление плана работы с детьми и родителями.
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»
Результаты диагностики.
Октябрь 2020
Беседа о профессиях мам и пап.
Электронная презентация для детей «Откуда появились деньги?»
Разработка новых форм работы с детьми; конспектов.
Подбор наглядности по теме.
Создание презентаций для детей и родителей.
Электронная презентация для родителей «Финансовая грамотность каждому дошкольнику»
Электронные презентации.
Кукла «Царица финансов».
Ноябрь 2020
Дидактическая игра «Не ошибитесь».
Чтение сказок, рассказов с содержанием основ финансовой грамотности
Создание электронной библиотеки произведение художественной литературы по финансовой грамотности для детей 5-6 лет.
Консультация на тему «Формирование основ финансовой грамотности дошкольников через произведения художественной литературы»
Электронная библиотека «Сказки, рассказы авторские и народные по финансовой грамотности дошкольников».
Декабрь 2020
Презентация «Почему все взрослые работают?»
Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми.
Подборка игр по теме.
Педагогический час на тему: «Формы работы с
детьми по финансовой грамотности»
Презентация «Почему все взрослые работают?».
Карточки с финансово-экономическими понятиями.
Январь 2021
Игры «Где пригодится» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся, «Кто что производит» (соединить стрелочкой, кто что производит, «Кому что нужно» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)
Создание дидактической игры «Назови монету (купюру)» ( цель: закрепить знание детей о достоинствах монет)
Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей.
Тематический словарик с финансово-экономическими терминами.
Февраль 2021
Викторина «Профессии».
Составление картотеки сюжетно-ролевых игр по теме самообразования
Картотека сюжетно-ролевых игр по финансовой грамотности.
Март 2021
Беседа «Когда продукт труда превращается в товар». Знакомство с экономическим понятием «товар». Просмотр презентации.
Дидактическая игра «Разложите товар»
Буклет для родителей «Финансовая грамотность начинается в семье»
Презентация «Как продукт превращается в товар».
Апрель 2021
Дидактические игры «Кто трудится, кто играет»; «Какие бывают доходы»; «Назови монету»;
«Маршрут товара»
Конспекты занятий с применением информационных технологий.
Практические советы родителям «Ребёнок и карманные деньги»
Настольные дидактические игры
Май 2021
Подведение итогов, мониторинг знаний детей
Самоанализ развития творческого потенциала
Представление опыта работы по теме самообразования в виде электронной презентации