Чемезова Вера
Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности"
Духовно-нравственное воспитание – это одна из актуальных задач в условиях современного общества. Воспитание любви к своей Родине, семье, людям, природе во все времена являлось приоритетной задачей образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ключевой задачей является «воспитание высоконравственной личности, творческого, компетентного гражданина» России. Гражданина, способного переживать, нести ответственность за принятые решения, принимать и разделять судьбу своего Отечества. Огромная роль для решения этой проблемы лежит на учителе начальных классов, так как работу по формирования духовно-нравственных ценностей необходимо начинать с раннего детства. Ведь именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент будущей личности. Ребенок стремится познать себя, своих сверстников, начинает управлять своим поведением, осознанно контролировать себя, может оценить поступки других. У детей младшего школьного возраста происходит формирование нравственных качеств, этический норм, правил поведения. Обучать и воспитывать - это две основные функции деятельности учителя.
Публикация «Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Замечательно сказал Л. Н. Толстой: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Слайд 2
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания прописаны основные базовые национальные ценности:
патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Подробнее хотелось бы остановиться на внеурочной деятельности. Это внеурочная деятельность «Чтение. Работа с текстом».
Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Примерной программы начального общего образования (рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся). Слайд 3
Программа разработана к учебно-методическому комплекту О. Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом» и реализуется в рамках общеинтеллектуального направления развития личности. Слайд 4
Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений.
Именно чтение художественных произведений в начальной школе – это один из главнейших источников формирования духовных и нравственных качеств у детей. Художественное произведение является своеобразным образным отражением реальности, оно воздействует на воображение детей, их чувства и мысли, оказывает особое влияние на их поведение. Действительно, ребенок, читая, знакомится с окружающим миром, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями и неудачами, поведением в обществе.
Освоение предмета «Чтение. Работа с текстом» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального общего образования, а именно: Слайд 5-6
1) формирует основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирует ценности многонационального российского общества; участвует в становлении гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирует целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) способствует овладению начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) способствует принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
6) развивает самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
8) развивает этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
9) развивает навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирует установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В процессе чтения и работы над содержанием произведений, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, честь, смелость, совесть и совестливость, добро, сердечность, добродушие, ответственность, справедливость и др.
Содержание учебного пособия «Чтение. Работа с текстом»1 класса состоит из небольших текстов, объём которых от 30 до 70 слов. Но, в них прослеживается духовно-нравственное воспитание. Приведу примеры некоторых текстов.
Лев Николаевич Толстой «Старик сажал яблони» Слайд 7
Воспитывать уважения к старшим, память о добрых делах. Нужно думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем. То, как мы живем сегодня, что мы делаем, будет иметь последствия для будущих поколений. Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. В конце мы подводим итог - «Какие я совершил добрые дела» (прикрепляем яблочко с добрым делом на дерево)
Лев Николаевич Толстой «Рассказы для маленьких» Слайд 8
Из данного рассказа необходимо было извлечь добрые, хорошие, нравственные уроки- быть добрым, помощь младшим и забота о них. Итог урока – это солнышко, которое ребята «сделали из добрых поступков», которые они совершили за последнее время.
В данном пособии несколько произведений Якова Моисеевича Тайц.
Яков Моисеевич Тайц «Всё здесь» Слайд 9
Довести до сознания учащихся, что хлеб – ценный продукт питания, воспитывать уважение к труду людей, бережного отношения к хлебу. Показать как из «усатого» колоска пшеницы получаются такие разные хлебные продукты, после работы с текстом была составлена памятка
ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ! Слайд 10
1. В хлебе – неустанный труд многих людей.
2. Не бросай недоеденный хлеб!
3. Смолоду научись ценить труд других.
4. Когда за столом вы, ребята, сидите, то помните, кто для вас хлеб создаёт!
5. Берегите хлеб, люди! Научитесь хлеб беречь!
6. Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность! Им не сори!
«По грибы» Слайд 11
Данное произведение воспитывает честность, совестливость. Анализируя поступок девочки Нади, предлагаю детям рассказать, а как бы они поступили, оказавшись в такой жизненной ситуации и чтобы посоветовали ей («корзина с пожеланиями»). Обучающиеся посоветовали быть честной, справедливой, уважать старших и трудолюбивой.
Сергей Поликарпович Редозубов «Зимой» Слайд 12
Данное произведение воспитывает быть добрым, учит состраданию, проявлять заботу о братьях наших меньших. После чтения рассказа провели полезную работу по охране живой природы. Сделали кормушки, повесили и кормили птиц.
Святослав Владимирович Сахарнов «Кит» Слайд 13
Произведение С. В. Сахарнова учит защищать природу и животных, которые там живут, способствует развитию нравственно-экологического воспитания.
Валентина Осеева «Просто старушка».
Автор учит обращать внимание детей на незнакомых пожилых людей, которые нуждаются в помощи, не ожидая за это никакой благодарности. Для школьников это служит уроком доброты и сострадания. Опираясь на личный опыт обучающихся и анализируя поступки героя, предлагаю детям рассказать, а как бы они поступили, оказавшись в такой жизненной ситуации.
В данном пособии «Чтение. Работа с текстом» много произведений о природе.
Евгений Чарушин «Медведь», «Лиса», «Слон». Слайд 14
Александр Васильевич Тихонов «Скворец», «Весна в степи», «Горы», «Вороны»
Нина Степановна Юрцевич «Муравейник», «Ценный камень».
Эти произведения приводят к пониманию того, что красота русской природы, ее животный и растительный мир, это богатство нашей Родины, которые надо хранить и преумножать. Анализируя произведения, опираться на личный опыт общения детей с домашними животными, чтобы воспитывать в них любовь к животным, проявлять заботу к братьям нашим меньшим, бережно относиться к природе.
Ну уже из приведённых примеров видно, что содержание учебно-методического комплекта построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников, если учитель подойдет к решению этой проблемы инициативно, творчески. Иногда мы делаем творческие работы- аппликации, рисуем, раскрашиваем, пишем пожелания друзьям, герою произведения и т. д.
Слайд 15
Работа над накоплением опыта нравственных представлений продолжится и на занятиях во 2, 3 и 4 классах.
В заключении хочется отметить, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.
Высказывание К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства» говорит о том, насколько огромно значение чтения, так как художественная литература воздействует на становление личности, воспитывает ценности, необходимые душе. Слайд 16
И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.