Юлия Федорченко
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у старших дошкольников на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у старших дошкольников на дороге.
Аннотация: в статье раскрывается вопрос о необходимости формирования у детей культуры безопасности на дороге. Автор обосновывает необходимость разъяснения детям опасности дороги и правил поведения.
Публикация «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у старших дошкольников на дороге» размещена в разделах
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, социальный опыт, безопасность жизнедеятельности, правила дорожного движения. Общеизвестен факт, что дошкольное детство – самый важный период в жизни ребенка. Именно в это время закладываются основные качества личности, которые будут реализованы ребенком во взрослой жизни. Поэтому первоочередная проблема – проблема сохранения жизни и здоровья детей. Самые главные люди в первые годы жизни для ребенка – это родители и воспитатели. Именно на них лежит ответственность за то, сумеет ли ребенок в дальнейшем распознавать опасные ситуации, в том числе, на дороге, и находить пути выхода.
Тема дорожно-транспортного травматизма детей на дорогах очень актуальна в последнее высокодинамичное время. Авторы Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, отмечают, что «чем раньше дети получат сведения о том, как надо вести себя на дороге в качестве пешеходов, тем меньше будет случаев травматизма» [1, с. 25]. При формировании у старших дошкольников основ безопасного поведения на дороге необходимо учитывать психологические особенности детей. «Импульсивность и спонтанность в действия, отсутствие социального опыта позволяют отнести дошкольников к группе пешеходов повышенного риска» (Т. Ф. Саулина) [3, с. 12].
Для решения проблемы повышения культуры безопасности у старших дошкольников на дороге эффективнее будет использовать следующие приемы и методы:
- непосредственно образовательную деятельность детей;
- различные проекты;
- целевые прогулки;
- совместную деятельность детей и взрослых (беседы, проблемные ситуации, продуктивная деятельность и т. д.);
- самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, настольные игры, дидактические игры и пособия).
Создание предметно-развивающей среды имеет большое значение для ознакомления с правилами дорожного движения. В группах обязательно должны присутствовать уголки или центры безопасности, включающие в себя разнообразные методические и наглядные пособия. К ним можно отнести макет «Дорога», альбомы с дорожными знаками, видами транспорта, маркеры игрового пространства (автобус, машина и т. д., картотеки дидактических игр.
Дети старшего возраста знакомятся с пешеходным переходом, правилами, дорожными знаками и проезжей частью. С этой целью очень хорошо использовать возможности бесед, целевых прогулок, моделирование проблемных ситуаций. Проведение различных викторин и конкурсов помогут детям запомнить основные понятия и оперировать ими в жизни. Эффективным является и проектный метод при формировании основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. Особенно такой вид как детско-родительский проект поможет ребенку наиболее глубоко освоить материал. Личный пример родителей в сочетании с педагогическими технологиями – необходимое условие для социализации ребенка, формирования умения синтезировать свои знания.
Так как вся работа строится при непосредственном участии родителей, то для них необходимо подобрать как можно больше разнообразного дидактического и методического материала для консультирования. Ширмы, памятки, индивидуальные консультации, мастер-классы – это еще не полный список способов привлечения внимания родителей к проблеме дорожно-транспортного травматизма детей.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников на дороге имеет большое значение в общей культуре безопасности. Необходимое условие при этом – совместное участие: дети – педагог – родители. Без этого триединства невозможно эффективное усвоение детьми социального опыта поведения на дорогах. Ничего нет ценнее человеческой жизни, а жизни ребенка – особенно. В наше динамичное время необходимо привить ребенку теоретические знания правил поведения на дороге и развивать практические навыки через решение проблемных ситуаций.
Научившись видеть опасность, ребенок сможет самостоятельно определить возможности и способы ее недопущения или преодоления.
Список литературы 1. Авдеева Н. Н. Безопасность [Текст] : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 186 с. 2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» [Текст] / О. А. Скоролупова. – М. : Просвещение, 2004. – 167 с. 3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения [Текст] / Т. Ф. Саулина. – М. :