Любовь Крутелева
Консультация для педагогов «Влияние ДОУ на процесс эстетического воспитания ребенка в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду, но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи на формирующуюся личность возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Остановимся более подробно на таком направлении эстетического развития и воспитания детей как художественно-эстетическое. Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели – разработку новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического развития ребенка.
Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
2. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Развитие интереса к культурному наследию.
5. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Для активизации сотрудничества и воспитательных возможностей родителей в практике дошкольных образовательных организаций используются следующие формы.
Родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.
Дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять в них активное участие.
Наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках- передвижках, например, «Нетрадиционное рисование в детском саду», «Развиваем музыкальную культуру ребенка» и др. В содержании папок включаются памятки, рекомендации, советы родителям.
Организация выставок детского изобразительного творчества, например: «Падают, падают листья», «Коврик», «Оденем Катю на прогулку».
Создание совместных выставок работ родителей и детей, например, «Маленькой елочке», «Осенние фантазии», что сближает поколения (родителей и детей, способствует укреплению детско-родительских отношений.
Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности.
Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в «Семейном клубе». Они проводятся с целью сплочения родителей, педагогов и детей. Встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
Привлечение родителей к участию в театральных спектаклях, к изготовлению театральных костюмов, к оформлению прогулочного участка в разное время года повышает ответственность родителей, совершенствует их педагогические знания.
Главной задачей воспитания дошкольников является формирование эстетических качеств. Художественно-эстетическое воспитание оказывает на личность особое влияние и становится тем важнейшим фактором, который активизирует и умственное, и эстетическое развитие. Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитии своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.
Связующим звеном в индивидуальной работе с родителями является тесное общение с семьёй. Оно позволяет воспитателю познакомиться с жизнью ребёнка, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают об огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
Большую пользу в педагогическом просвещении родителей о художественно-эстетическом воспитании детей, оказывает библиотека ДОУ. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении, родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его.
Таким образом, сотрудничество с семьей в области эстетического воспитания важно строить по двум направлениям:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей, осуществляемой через разные формы работы.
Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны эстетического развития ребенка, так как формирование его интересов, знаний и навыков во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи.