Приложение МААМ

Формирование образов-представлений у старших дошкольников

Ксения Ремизова
Формирование образов-представлений у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование образов-представлений у старших дошкольников

Пятый и шестой года жизни являются периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность средством психологической разгрузки детей, для которых характерна довольно высокая возбудимость.

Публикация «Формирование образов-представлений у старших дошкольников» размещена в разделах

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который отличается от простого намерения тем, что включает представление о цели действия и способах ее достижения. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, важны также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения, активно развивается сфера образов-представлений.

Наряду с игрой у детей старшего дошкольного возраста интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, в частности изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчлененным. Ребенок овладевает умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

Одним из важных психическим новообразованием детей старшего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание зависимостей между различными предметами и явлениями вызывает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому об устройстве мира. Ребенок исследует мир, он хочет узнать как все устроено, постоянно задает вопросы. На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к опытам, направленным на выяснение неизвестного.

В этот период они уже сами могут ставить перед собой задачи. Необходимо уделять внимание развитию познавательной активности и интересов старшего дошкольника. Обязательным элементом образа жизни детей является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр., в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Взрослый своим примером побуждает ребенка к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к ребенку за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Поэтому важно научить ребенка ставит перед собой цель и решать задачи, на пути к достижению тех самых целей.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача Взрослого – пробудить интерес к творчеству у ребенка. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. В увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Взрослый должен поддерживать творческую инициативу детей, создавать в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Образ-представление, выступает как психическое образование, как результат того или иного психического процесса, фокусирует в себе полимодальный опыт практического взаимодействия с объектом (перцептивный, эмоциональный, личностно-смысловой, вербально-семантический). Образ-представление включен в структуру представления информации, альтернативный вербальному кодированию. С одной стороны образ-представление является продуктом восприятия, с другой стороны неотъемлемым компонентом самого процесса.

Образы-представления выступают структурным компонентом познавательных процессов, являются важным средством решения различного рода познавательных задач и имеют сложное психологическое содержание. Психофизиологическая основа образов-представлений – сложная функциональная система, звенья которой реализуются большим числом зон КБП мозга. При локальных поражениях мозга образ-представление и познавательные процессы, в структуру которых входит образы-представления, нарушаются при различной локализации мозговых поражений и идут в синдромах гностических, интеллектуальных и афазических расстройств.

Игровая деятельность является основной в период дошкольного детства. Играя, ребенок познает окружающий мир, наполняет сферу образов-представлений новыми объектами и отношениями между ними, сформированные ранее образы приобретают новые характеристики, становятся более полными. Благодаря полноте и богатству сферы образов-представлений формируется хорошая фантазия.

Возраст 5-6 лет является периодом, когда происходит активное развитие образно-предметной сферы, она наполняется как новыми образованиями, так и новыми характеристиками ранее сформированных образов-представлений. Формируется способность к выделению существенных (отличительных) признаков предмета. В процессе рисования дети проговаривают то, что изображает, и то, что хочет изобразить, но не может.

В психологии является несомненным положение о важной роли образов-представлений в психической сфере человека. Воспроизведение чувственных образов восприятия приводит к возникновению новых своеобразных психических образований — представлений. Образы-представления занимают важных мест в познавательной деятельности, являясь ее продуктом и неотъемлемым компонентом. Образ-представление включен в структуру перцептивных процессов: при восприятии объекта его идентификация и наименование осуществляются на основе сличения с эталонами, хранимыми зрительной памяти. В литературе можно найти множество указания на тесную генетическую и функциональную связь наглядно-образных представлений и мышления; важная роль образного компонента мышления прослеживается на всех этапах онтогенеза ребенка и не утрачивает своего значения для мыслительной деятельности взрослого, особенно в процессе творческого мышления.

В данной работе было рассмотрено формирование процессов познавательной деятельности у старших дошкольников;

Детиданноговозраста имеют определенную несформированность некоторых характеристик сферы образов-представлений, таких как, например, семантическая организация.

Развитость изучаемых характеристик достаточно важна, их несформированность может вести к последующим трудностям в школьном обучении, например, в математике — к непониманию структуры графических и алгебраических задач и алгоритма решения, в грамматике – к непониманию графического строя предложения, да и просто в различении букв и слов в целом, данные проблемы могут являться показателями дизграфии и дислексии.

В современном быстроизменяющемся мире необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Важнее знание о том, как информацию добыть или создавать новую. Происходит смещение акцента с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат - умения, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер процессов воспитания и обучения. Поэтому и появилась потребность введения метода эйдетики, как нового связующего звена между потребностями детей в их творческой реализации в познавательной деятельности и не разработанностью в традиционной системе образования индивидуальных образовательных маршрутов, с целью использовать все сенсорные каналы восприятия и памяти. Опыт практического применения показывает, что в рамках совместной деятельности обеспечивается развитие познавательной сферы психики у каждого ребенка, что способствует построению собственного образовательного маршрута. Происходит существенное изменение процессов обучения и воспитания, переориентирование их на развитие мышления, воображения как основных психических процессов, необходимых для успешного формирования личности ребенка.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Времена года» Хочу поделится своим опытом, как использую дидактические игры с цветом в процессе формирования временных представлений у старших дошкольников.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя»Пособие для формирования временных представлений у старших дошкольников. Цветные модули «Сутки», «Неделя» Формирование представлений о неделе как мере измерения времени – следующий этап работы. Здесь очень уместны беседы,обобщение знаний детей,.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование образов-представлений у старших дошкольников
Опубликовано: 29 ноября 2023 в 23:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование образов-представлений у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Ремизова (УИ 2043396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД