светлана хименко
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических чувств является ознакомление с родным городом, его историей, культурой, традициями, достопримечательностями.
Выбор моей темы связан с целью, изучить методы, приемы, через которые мы, педагоги, можем воспитать у детей любовь к родному городу, своей малой родине. Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Публикация «Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем» размещена в разделах
Фольклор, народное творчество и праздники дополняют и обогащают гражданско – патриотические чувства дошкольника. [2]
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Задача детского сада добиваться единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи[1, c.9].
Формирование нравственных ценностей у детей начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе - это и есть чувство Родины.
Одной из задач педагогов, а также родителей является воспитание у детей любви и привязанности к месту, где ребенок родился, где прошло его детство, любви к родной природе и бережного отношения к ней. Воспитание чувств гордости и ответственности за свою Малую Родину.
Целью моей работы является:
Развитие у детей духовно-нравственных качеств посредством знакомства с родным краем.
Общая цель вывела на постановку следующих задач:
1. Создание условий в детском саду для формирования у детей духовно-нравственных ценностей посредством знакомства с родным краем.
2. Создание условий на участке детского сада для воспитания интереса к родной природе, бережного отношения к ней.
3. Вовлечь родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Содержание работы для реализации задач:
1. На начальном этапе детям необходимо создать в группе определенную развивающую среду. Накопленный материал для ознакомления с родным краем мы распределили на блоки:
- Я, моя семья, дом, в котором я живу.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Я провожу беседы, на которых ребенок, показывая фотографии, рассказывает о своих родных, где они работают, чем занимаются в выходные дни, как отмечают праздники. Для этого у нас создан «Семейный альбом».
- Мой город.
У нас в группе собраны открытки с видами города: «Омск в прошлом и настоящем». Постоянно обновляются фотовыставки: «Я и город Омск», «Памятные места города», «Город и городские дома», «Улицы названные именами героев ВОВ», «Омск в годы ВОВ».
Мы привлекаем детей к рассматриванию иллюстративного материала, проводим беседы, учим высказывать свое мнение по поводу увиденного.
- Родная природа.
Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю. Воспитывая у дошкольников любовь к природе, педагог одновременно развивает этическую отзывчивость на все прекрасное, стремление ценить и беречь природу, как источник красоты. Происходит формирование в ребенке будущего хозяина.
Мы совместно с родителями и детьми изготовили альбомы «Птицы родного края», «Лекарственные растения нашего края», «Чем богата омская земля», «Звери нашего региона». Мы с детьми рассматриваем альбомы, проводим беседы для ознакомления с природой родного края.
22 апреля каждый год у нас проводится «День земли», в ходе которого у нас проходят тематические занятия в разной форме.
- Народное творчество.
С целью ознакомления детей с бытом, творчеством, историей своего народа в каждой группе создан свой мини музей: «Куклы разных народов», «Традиции русского чаепития», «Народные промыслы» и др. Посещая любую группу детского сада можно познакомить детей с чем то новым.
2. Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми ландшафтами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине.
Учитывая специфику региона, его суровые климатические условия, необходимо расширять представления детей о взаимозависимости и взаимосвязи растительного и животного мира, о значении растений и животных в жизни человека, использовании и охране природных ресурсов людьми.
Так как наш детский сад еще молодой, то в этом году нами планируется создание экологической тропы на участке д/с. В работе принимают участие все группы. Каждая из них отвечает за свой тематический участок. На территории нашего участка мы создаем природную аптеку, где будут представлены лекарственные растения омской области. Так же будут созданы участки: животноводство, пчеловодство, фито и др. Кроме того на территории детского сада будут созданы участки: леса, где планируется высадить деревья произрастающие в нашем регионе, муравейник, пруд, дикие животные омской области. Еще на участке есть огород, где каждая группа по весне высаживает по две грядки
3. Для того чтобы активизировать совместную деятельность ДОУ и родителей мы использовали различные формы работы. Совместно проводились сезонные праздники: «День осени», «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица», «Женский день», «Праздник весны», «Героям посвящается». Сопровождение детей для выступления на ПО «Иртыш» в день матери и 8 марта. Создание совместных проектов: «Я и город Омск», «Мой дом», «Моя семья», «Птицы родного края», «Лекарственные растения нашего края», «Чем богата омская земля», «Звери нашего региона». В настоящее время мы совместно с родителями работаем над проектом: «Моя семья в годы Великой отечественной войны».
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но, если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, природе, обычаях своего народа, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
В результате работы по этой теме уровень знаний и представлений воспитанников стал гораздо выше. Я продолжаю работать в этом направлении и надеюсь воспитать в детях чувство гордости за то, что они являются жителями города Омска.
Литература:
1. Программа дошкольного образования От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014.
2. Доронова Т. Н. Играем в театр. Просвещение. 2004.
Хименко Светлана Викторовна, воспитатель БДОУ г Омска «Центр развития ребенка - детский сад №302» 89040737363