Байрамова Сая
Формирование нравственных качеств у детей младшего и дошкольного возраста посредством приобщения их к русским сказкам
Формирование нравственных качеств у детей младшего и дошкольного возраста посредством приобщения их к русским сказкам
В своей работе над темой прежде всего я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип системности и организованности.
Занятия и игры проводятся по намеченному плану и преследуют определенную цель, постепенно усложняются по мере освоения материала, ежедневно повторяются.
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей младшего и дошкольного возраста посредством приобщения их к русским сказкам» размещена в разделах
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия, где ведущая деятельность принадлежит зрительному и слуховому восприятию,провожу со всей возрастной группой. С некоторыми детьми провожу индивидуальные занятия, которые позволяют формировать необходимые умения : сохранять сосредоточенность и активность,выполнять определенные действия,слушать разъяснения взрослого, повторять движения.
3. Принцип координации деятельности педагога.
Осуществляю взаимодействие с другими специалистами ДОУ. Музыкальный руководитель в содержание отдельных занятий включает такие темы, как «сказка»
и т. д
4. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Работа с родителями построена таким образом, что они могут не только продолжать беседы с ребёнком на предложенные педагогом темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
При организации ППС в группе имеется книжный уголок, театральный уголок.
В начале своей работы, были подобраны сказки, которые соответствуют возрасту : «Курочка Ряба»,«Теремок»,«Снегурочка и Лиса», «Жихарка» ,«Лиса-лапотница»,«Зимовье»
Маленьким детям легче воспринимать рассказ, чем чтение,поэтому стараюсь больше рассказывать и обыгрывать сказки. Обычно сказку детям рассказываю много раз с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки,это не надоедает им,а с каждым разом они проявляют большой интерес к ней и мы рассказывали её вместе, эмоционально передавая слова, песни, движения героев сказки. Стараюсь детям читать выразительно, меняя интонацию голоса.
Дети, слушают с интересом, внимательно переживают за героев сказки. Во время чтения книг учу детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Беседа по содержанию позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки. Строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
На закрепление знаний использую рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, задаю наводящие вопросы, на которые они отвечают.
Дети очень любят играть в дидактические игры такие как: «Назови сказку»,«Зачем говорят- Здравствуй»,«Вежливость», которые побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.
При повторении сказок обучаю детей элементами драматизации.
Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой»,«Моя любимая сказка» помогают определить, поступки героев каких сказок дети запомнили.
Привлечение родителей также актуально!
Для них проводятся акции,консультации, мастер- класс, родительские собрания, раздача памяток.
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок)у дошкольников заметно возрастают положительные эмоции, желание быть в чем- то похожими на полюбившего героя, повышается интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети учатся различать «что такое хорошо и что такое плохо»во взаимоотношениях и поступках людей. В результате проделанных работ дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников. Читайте детям сказки!