Галина Головкина
Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей города
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст от 4 до 7 лет психологи называют возрастом «моральных реалистов», в этом возрасте общепринятые нормы поведения принимаются детьми чистым сердцем, без сомнения в их необходимости.
В старшем дошкольном возрасте программным требованием является и формирование чувства гордости своей Родиной и ее достижениями.
Публикация «Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с историей города» размещена в разделах
Наш родной город Саров предоставляет прекрасные возможности для решения этой непростой задачи. Почему? Город находится в центре России, на территории одного из крупнейших в Европе зеленых лесных массивов, на Нижегородской Земле, славной золотыми руками народных умельцев, героическими защитниками русской Земли, современной промышленностью.
В младшем и среднем дошкольном возрасте задачи нравственного воспитания решались через различные формы работы : наблюдения, беседы, праздники, досуги, развлечения, детскую продуктивную деятельность.
Направлениями в этой работе с детьми стали:
-Создание условий в детском саду;
-Непосредственно-образовательная деятельность;
-Самостоятельная деятельность;
-Сотрудничество с семьями воспитанников.
В детском саду работают мобильные, сменяемые выставки в рекреациях - Нижегородская область, моя Родина-Россия, собран большой справочный, иллюстративный, демонстрационный материал о Нижегородском крае и городе, подобран видео и музыкальный материал, 5 педагогов нашего детского сада прошли курсы по духовно-нравственному воспитанию при САРФТИ. Семинары-практикумы, проводимые в детском саду, позволили освоить педагогам некоторые народные промыслы России и Нижегородского края. Изготовленные педагогами работы можно увидеть сегодня на выставке. Мы отобрали содержание доступного пониманию детей исторического материала, оформили его в виде конспектов НОД, досугов, праздников, конспектов бесед, кроссвордов, загадок для детей. Условием успешной работы являлось и согласие родителей. Мы понимали, что при знакомстве с историей города мы столкнемся со стихийными представлениями детей о православной жизни, о вере, вопросами детей, на которые мы должны отвечать правдиво и грамотно. Анкетирование родителей группы показало, что все родители принимают, одобряют, кто-то даже приветствует это направление педагогической деятельности.
Темами непосредственно образовательной деятельности детей в группе стали : Старое Городище, Сатисско-Саровская Пустынь, Серафим Саровский, Их именами названы улицы, Памятники природы Сарова, Город в годы Великой Отечественной войны, Ими гордимся (о современных тружениках города).
Беседа с детьми о городе (Страница № 1 из истории города) началась вопросом к детям: -Что мы чувствуем, когда произносим слова: родители, родные, родина, природа, родник? Что в них общего? Почему эти слова кажутся нам теплыми, добрыми, ласковыми, надежными, словами защитниками. Рассуждая о нашем родимом месте, его особенностях, мы говорим, что у нашего Сарова совершенно необыкновенная, чудесная история, узнать которую мы сможем, если очень захотим. 1 я страница книги «История Сарова» создается прямо на занятии- созданием макета- густые смешанные леса, 2 чистые речки, много зверей, приход первых людей, строительство 4 городков, окруженных валами и рвами. На данном занятии педагог обращает внимание детей на взаимоотношения древних людей и природы - человек брал у природы ее богатства по закону просьбы, относился к ней очень бережно и любовно – и рыба сама прыгала в сети (мордовские сказания). В каждом материале из истории города важно найти те ключевые слова, факты, демонстрационный материал, который затронет чувства детей, вызовет познавательный интерес. Заочная экскурсия (по фотографиям) по монастырю помогла увидеть детям сколько труда, старания, умения, смекалки необходимо было приложить первым строителям, чтобы без техники, машин построить такие величественные, красивые Храмы. Музыкальное сопровождение в записи (хоры, колокольные звоны) обогащают такие занятия.
Наш детский сад находится в шаговой доступности от замечательных мест– Заливного луга, ближней и Дальней Пустыньки, монастырского комплекса, Вечного огня и стелы памяти, библиотеки им. В Маяковского, Городской Художественной Галереи.
В творческой продуктивной деятельности дети свои впечатления отобразили в работах: коллаж «Серафим Саровский в природном Храме», «Колокольня-символ нашего города», «Наши мечты» и других.
Но, наиболее яркие впечатления дети получают на экскурсиях. Маршрутный экскурсионный лист наших детей достаточно обширен.
Детский маршрут: детский сад, Храм Серафима Саровского, колокольня, Храм Всех Святых, Храм Иоанна Предтечи, стела Победы, Художественная галерея, детский сад.
Итоги детской и семейной экскурсий были представлены в фотовыставке «Наши первые шаги в историю Сарова».
Отдельными маршрутами стали экскурсии, связанные с памятью Серафима Саровского и являющиеся также памятниками природы- в Ближнюю и Дальнюю Пустыньку. Содержание материала экскурсий, особенность впечатлений, связанная с прикосновением к духовно-нравственным святыням нашего народа, оставят, как нам кажется, в душах детей неизгладимые впечатления.
Семейный маршрут: район детского сада, проспект Мира, подземный храм, Висячий мост, Заливной луг (монастырские огороды, площадь Ленина.
Работа по ознакомлению детей с историей города с самого начала проходила в тесном сотрудничестве с семьями наших воспитанников.
Одним из ярких направлений здесь считаем изучение своего генеалогического древа. Необходимо отметить, что в настоящее время у современных людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Изучение своей родословной помогло детям начать осмысление того, что семья - хранительница родовых корней и корни каждого - в истории и традициях семьи.
В работу по изучению своего генеалогического древа включились многие семьи. Родители вместе с детьми выясняли своё происхождение, слушали воспоминания бабушек, дедушек и с удовольствием рассказывали их в группе.
Результативной оказалась и детско-взрослая конференция «Саров – мой любимый город».
Конференцию предварила большая работа.
На конференции прозвучали следующие выступления. «Старое Городище», «Саровские колокола», «Герб нашего города», «Колокольня - символ нашего города», «Мои любимые места в нашем городе».
Детский сад работает и по программе «Юный эколог», которая предполагает серьезное, деятельное изучение природы родного края и участие в сохранении ее. В работе нам помогают хорошие творческие контакты с библиотекой им. В. Маяковского, Художественной Галереей, которые дети посещают ежемесячно, контакты с воинским частями, ГИБДД, с городским профилакторием, музыкальной и художественной школами.
Подведем некоторые итоги нашей работы :
• Безусловно, теснее, душевнее, открытее, терпимее стали взаимоотношения детей между собой, более полным взаимопонимание с семьями наших воспитанников;
• Расширились представления детей о добре, дружбе, взаимопонимании, милосердии, любви друг к другу;
• Расширились представления детей о Родине : своей семье, своем городе, своей области, своей большой Родине_- России;
• Повысилась познавательная активность детей. В нашей группе почти все дети читающие., поэтому в свободной деятельности их часто можно увидеть в групповой библиотеке за рассматриванием энциклопедий, чтением книжек из серии «Моя первая книга», работой с кроссвордами, картами в уголке «Мой любимый город».
Что впереди? Впереди интересные дальнейшие открытия родного края через экскурсии и походы, важные дела, связанные с празднованием нашей Родиной великого дня_- Дня победы, выступление с концертом перед ветеранами Великой Отечественной войны в городском профилактории, посадка деревьев и кустарников в день Земли.
Скоро для наших детей прозвучит первый школьный звонок. Мы надеемся, что педагоги школ в своей работе с детьми найдут возможность поддержать то светлое и высокое, что стало формироваться в душах детей при ознакомлении их с историей своей родины и нравственно-патриотическом воспитании в детском саду.