Анастасия Алиева
Формирование нравственных ценностей у дошкольников в тесном сотрудничестве педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. [4]
Публикация «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в тесном сотрудничестве педагогов и родителей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Многочисленными исследованиями Р. С. Буре, А. Н. Леонтьевой, Г. С. Якобсона,В. Г. Нечаевой и Т. А. Макаровой и других авторов обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, создаются наиболее благоприятные условия для его нравственного развития.
Вопросам нравственного развития и воспитания большое внимание уделяется в современной педагогике и психологии. Как показали исследования О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, М. А. Бесовой, В. В. Поповой, Л. И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами обучения, накопления положительного морального опыта. [1;3]
Нравственное воспитание - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. [2; 46]
Процесс становления личности и ее нравственной сферы не ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого -определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Механизму нравственного воспитания, по мнению Козловой С. Нужно отводить особое, значимое место.
В связи с этим нравственное воспитание является одной из важнейшей задачей работы нашего детского сада. Вся работа ведется по трем направлениям: самообразование педагогов; взаимодействие с родителями; совместная деятельность с детьми.
Важно отметить, что знание определённых социально-нравственных понятий не всегда предполагает, что ребёнок будет применять их на практике. Так особенную, достаточно важную роль, в становлении нравственности играет не столько процесс обучения, сколько окружающая среда, в которой растёт ребёнок. В идеале окружающая действительность и то, чему воспитывают ребёнка с социально-нравственной точки зрения, должны соответствовать друг другу. Это касается семьи, детского сада.
Исходя из этого, взаимодействие с родителями является неотъемлемой и первоначальной частью воспитательно-образовательного процесса в деятельности наших педагогов. Постоянный поиск различных форм сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач. [4;43]
Проводя родительские собрания, мы освещаем не только образовательные задачи, но и в игровой форме решаем проблемные ситуации, подымаем вопросы, которые наиболее волнуют наших родителей. Многие вопросы воспитания мы освещаем в папках-передвижках, создаём буклеты.
В приёмных наших групп созданы книжные полки для ознакомления родителей с литературой, в которой затронуты вопросы воспитания, а также художественная литература, которая рекомендована для прочтения детям. Состав книг постоянно обновляется усилиями не только педагогов, но и родителей, появляются общие темы для дискуссий.
Детские утренники, которые с удовольствием посещают родители, создают не только праздничное настроение, но позволяют детям усваивать правила поведения себя в обществе. Родители на наших праздниках не сторонние наблюдатели, а активные участники. Помогают нам в создании сценария, являются авторами необыкновенных костюмов, а ещё нередко выступают в роли актёров. Традиционными стали такие праздники как: «День пожилых людей», «День матери», «День семьи». Праздники, которые помогают осознать важность семейных отношений и укрепить их. Во время проведения торжественных мероприятий посвящённых «23 февраля», «9 мая» детей знакомят с подвигами наших солдат, возлагаются цветы к памятникам, это воспитывают патриотические чувства, побуждают детей испытывать гордость за свою Отчизну. И в этом огромную помощь нам оказывают родители и прародители. Они с удовольствием делятся опытом службы в воинских частях, рассказывают о нелёгком труде тружеников тыла, в годы ВОВ. Участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», «01спешит на помощь», учит детей действовать командой, не бросать в беде товарища, воспитывает гражданскую позицию детей.
Огромный интерес у родителей вызывает, участие вместе с детьми в народных гуляниях приуроченных празднованию «Рождества», «Масленицы», «Пасха». Здесь нам помогает народный музыкальный коллектив «Сретенье», который не только проводит весёлые праздники, помогает осваивать суть происходящего, приобщая к народным традициям.
Изучив опыт других детских садов, мы внедрили новую систему поощрений за активность, которая помогает повысить мотивацию не только детей, но и родителей. Ежемесячно мы вывешиваем для каждого ребёнка изображение с недостающими элементами, недостающие части дети получают: за активное участие в образовательной деятельности, хорошее дежурство, хорошее поведение, а так же выполнение заданий дома с родителями или работу самих родителей. Конечно, мы понимаем что, каждый ребёнок индивидуален и, поощряя ребёнка, мы учитываем его собственные достижения стараемся научить ребёнка рефлексии, при этом повышая его собственную самооценку. Такое поощрение способствует повышению интереса к активному участию в жизни детского сада, участию в проектах. Например, таких как: «Семейный герб», «Журавль символ мира», «Генеалогическое древо», «Профессия моих родителей», «Мой семейный альбом», «Улицы города», «Лучший участок», книжки – малышки с сочиненными сказками о добрых поступках.
Но наиболее ценно для нас является проведение совместных выходных, когда мы посещаем театры, музеи, устраиваем экскурсии по городу. Активная гражданская позиция мамы нашей воспитанницы, которая проводит беговые экскурсии по нашему городу, позволила нам участвовать в необычном приключении, поиске «Золота Колчака», дети, выполняли различные задания, знакомились с памятниками и историческими событиями нашего города. Именно такое общение в неформальной обстановке позволяет прививать детям полезные привычки организующие его поведение и общение с взрослыми и сверстниками, правилам поведения в общественных местах. [1;23]
Мы все хотим, чтоб наши дети жили в нравственном обществе с крепкими духовно-нравственными устоями, но для этого мы должны создать это общество для наших детей, где нравственные принципы будут их окружать с самого младенчества. Именно об этом говорил наш великий педагог В. А Сухомлинский: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».[5;103]