Светлана Петина
Проект: «Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Проект: „Формирование духовно-нравственных ценностей через этнокультурное воспитание“» размещена в разделах
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д., т. к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Целью проекта является развитие в детях духовно- нравственных качеств, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества; возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации.
Задачи:
1. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми;
2. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе;
4. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
5. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
6. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
7. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, честности, единения;
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о форме семейного уклада;
9. Формировать привычки готовить и отмечать с родителями православные календарные праздники.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно. Т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественно исторических фильмов. Важную роль для развития духовно нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям. В течении года обязательно ведется работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица.
Знакомство с православным храмом, его архитектурой, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру.
Формы и методы работы с детьми:
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в создании условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры, через этнокультурное воспитание.
В своей деятельности я использую следующие формы работы :
Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.
1. Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», Сказки о материнской любви;
2. Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание себя в мире людей;
3. Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица);
4. Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;
5. Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;
6. Оформление фотоальбома «наши праздники в семье»;
7. Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.
Работа с родителями:
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей.. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через : занятия и праздники, совместные мероприятия родителей и детей.
1. Консультации;
2. Организации выставок совместных домашних работ детей и родителей;
3. Подготовка фотоотчетов и презентаций для проведения круглого стола.
Этапы реализации проекта :
I этап — Подготовка документации по проекту. Подбор и анализ методической и художественной литературы, наглядного материала и оборудования; разработка плана занятий с детьми. Знакомство с проектом родителей и воспитателей, составление единого плана работы.
II этап — Организация работы над проектом. Реализация основных мероприятий.
III этап — Практическая деятельность.
IV этап — Презентация продукта деятельности.
Деятельность воспитателя : мастер класс для воспитателей «Формирование нравственных ценностей через этнокультурное воспитание»,
Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье».
Формы и методы работы с детьми:
Познавательная деятельность: (ФЦКМ, занятия, беседы, устные поручения).
Игровая деятельность: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки.
Художественно-эстетическая деятельность: прослушивание сказок, рассказов, былин, духовной музыки.
Изобразительная деятельность: аппликация, конструирование, лепка, рисование.
Формы и методы работы с родителями:
1. Проведение родительских собраний на тему: «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»;
2. Консультирование по вопросам духовно-нравственного воспитания;
3. Создание выставок совместных работ;
4. Наглядная информация для детей и родителей;
5. Участие в праздниках.
Практическое применение и эффективность
Проект находится в стадии реализации в МБДОУ детский сад № 9 «Синяя птица». Проект может быть реализован в других дошкольных образовательных учреждениях.
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он несет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме».
С помощью системной работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
устойчивость навыков поведения;
сформированность основ ценностных сфер личности;
стабильность психического здоровья;
целостность восприятия мира;
воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;