Приложение МААМ

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством воспитания любви к природе родного края

Надежда Бурмистрова
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством воспитания любви к природе родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников

через воспитания любви к природе родного края

средствами культурно-досуговой деятельности.

Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ д/с №36 г. Нефтекамск Бурмистрова Надежда Николаевна.

Публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством воспитания любви к природе родного края» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. К окружающей природе к людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной систематической работы с дошкольником.

Задачи нравственно- патриотического воспитания

1. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.

2. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.

3. Воспитание любви к родной республике, городу, улице, дому, к своей семье.

4. Расширение знаний ребенка о городах России.

5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду.

6. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями

7. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.

8. Развитие чувства гордости за достижения родины.

Методы патриотического воспитания

1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.

2. Рассказы педагога, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.

3. Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.

4. Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.

5. Прослушивание тематических аудиозаписей.

6. Знакомство с народным фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.

7. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.

8. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.

9. Участие в праздниках.

Формы патриотического воспитания

1. Различного рода познавательные занятия.

2. Знакомство детей с культурой и традициями родного края.

3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе.

4. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Мама, папа я - очень дружная семья!», и т. д., благоустройство ДОУ.

Содержание патриотического воспитания.

1. Приобщение ребенка к народным традициям, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.

2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.

3. Организация посильного труда детей на природе, посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.

4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира является основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом

воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить

свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет,

ребенку помогает обстановка праздников и развлечений таких как: «Волшебный сундук знаний Василисы Премудрой», «Мы строим город детства», «День земли» и др.

Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Такие праздники как «Башкортостан-родина моя!», «Праздник веретена», традиционно вошли в жизнь детского сада.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Это русские народные попевки «Андрей-воробей», «Петушок», «Лиса по лесу ходила» и другие.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Развлечения «Валенки поносишь – годочки сбросишь», «Масленица», «Праздник забытых игр» по нар. фольклору любимы детьми и всегда проходят весело и поучительно.

Так же можно использовать взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов.

Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.

На традиционном, ежегодном театральном фестивале «Что за прелесть эти сказки!», у каждого ребенка есть возможность проявить себя в роли юного артиста и выразить свои чувства к народному творчеству. Этому предшествует предварительная работа. Дети, совместно с родителями, разучивают роли, готовят костюмы, декорации, афиши. В эти дни музыкальный зал превращается в большую театральную сцену, где есть и артисты и зрители.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Дети ежегодно участвуют в праздниках, посвященных «Дню матери». Это любимый праздник мам и детей проходит в очень трогательной и нежной обстановке.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают

детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают эти образы с помощью выразительных движений.

Выступления детей на городском музыкальном фестивале «Зимние узоры» с композицией «Кошка беспородная», слушание симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», экологические праздники и театральные постановки воспитывают в детях бережное отношение к родной природе.

Тематические праздники: «Осенины», «День рождение снеговика», «Здравствуй Зимушка зима», «Весна-красна в гости к нам пришла», «Птицы наши друзья», направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений.

Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ими. Особенно популярны у них «Защитим страну свою» музыка и слова Н. Т. Шахина, «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко, «Вот мы какие!» слова и музыка А. Мочаловой, «Будем в армии служить». Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Эти песни исполняются на праздниках посвященных Дню Защитников отечества

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата, происходит знакомство детей с песнями тех времён. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях, утреннике «Великий день победы», на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов, Участие в шествие «Бессмертный полк» с портретами погибших родственников, по территории детского сада, ни оставляет равнодушными ни детей, ни их родителей. Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания педагога не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности взрослого.

Совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания : педагогами и музыкальными руководителями дадут ощутимые результаты: музыка прочно войдет в быт детей, займет значительное место в их жизни.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Аллея Славы» Тема: «Аллея славы». Цель: создание макета Аллеи Славы у Мемориального комплекса. Воссоздание исторических моментов Вов через исследовательскую.

Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику»Конспект НОД по формированию патриотических чувств у дошкольников посредством продуктивной деятельности «Венок к памятнику» Тема: «Венок к памятнику». Цель: изготовление венка для возложения к памятнику павшим воинам в Великую Отечественную войну. Ознакомление.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством воспитания любви к природе родного края
Опубликовано: 21 августа 2023 в 12:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством воспитания любви к природе родного края» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Бурмистрова (УИ 851676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД