Александр Владимирович Гришин
Формирование навыков ведения беседы воспитателя, педагога с родителями ребенка об истории его развития
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков ведения беседы воспитателя, педагога с родителями ребенка, касающейся истории развития ребенка.
Ключевые слова: история развития ребенка, алгоритм сбора информации, беседа. Методические рекомендации по изучению темы.
• Педагогам рекомендуется ознакомиться с планом занятия и теоретической частью, где дается алгоритм ведения беседы с родителями;
• В качестве самостоятельной работы студентам предлагается провести в школе (или клинике) клиническую беседу с родителем ребенка, имеющего трудности, написать отчет и выступить с устным докладом;
• Рекомендуемая структура беседы с родителями и рекомендуемая структура отчета приведены в описании задания. При наличии множества факторов риска, высокой коморбидности и нескольких зон возможной дисфункции, современная оценка детей и подростков, имеющих те или иные психические нарушения, требует тщательного сбора анамнеза.
Алгоритм сбора информации представляет собой универсальную форму, которую можно использовать в качестве диагностического инструментария.
История развития ребенка:
1. Возраст, род занятия родителей к моменту беременности. Здоровье родителей к моменту беременности, ее желательность, ожидаемый пол ребенка. Радость/разочарования у членов семьи по поводу пола ребенка, его внешности, характера. Наличие хронических заболеваний у родителей. Характер предыдущей беременности, наличие абортов, выкидышей, смертей и их влияние на супружеские отношения. Отношения между родителями в период беременности и сразу после родов. Роды: срочные, продолжительность, отклонения в процессе родов. Ретроспективная оценка состояния матери в тот период.
2. Раннее моторное и психоэмоциональное развитие. Характер поведения на первом году жизни, наличие проблем (с питанием, сном, реакции на пеленание. Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь громких звуков, переключения света, чужих людей, трудности привыкания к твердой пище. Реакции на изменение режима. Отношение к матери, комплекс оживления. Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода, соблюдение режима, наличие противоречий между ухаживающими. Характер вскармливания. Отношение к кормлению у матери и ребенка. Наличие гип гипертонии, частые срыгивание, дрожание. Сроки моторного развития, отношение матери к достижениям ребенка. Начало вокализации, особенности игровых действий. Понимание ребенком интонационной стороны речи взрослых. Контакт ребенка с окружающим, людьми и предметами.
3. Где находился ребенок в возрасте до 3 лет. Условия помещения в детский сад/ясли. Характер адаптации ребенка. Значимые изменения в социальном и семейном статусе родителей. Переезды, разводы. Темпы, сроки, особенности речевого развития. Начало фразовой речи. Эмоциональное развитие и коммуникационные навыки ребенка. особенности игровой деятельности. Особенности кризиса 3-х лет. Наличие и характер страхов, особенности моторного развития, навыков. Состояние здоровья ребенка.
4. Особенности развития в период от 3 до 5,5 лет. Основные вопросы тождественны предыдущим. Семейные и социальные условия. Приспособления к требованиям социального окружения. о окружения.
5. Развитие от 5,5 до 7 лет. Когнитивное развитие ребенка. Взаимодействие с членами семьи, с отцом, матерью, сиблингами. Возможность существовать в треугольнике (ребенок мать-отец). Умение взаимодействовать со сверстниками, способность к ролевой игре. Развитие волевой сферы. Наличие проблем психологического плана. Адаптация к правилам поведения. Готовность к школьному обучению. Неспецифические особенности: повышенная истощаемость, снижение работоспособности, эмоциональная лабильность. Возбудимость, трудности регуляции поведения. Наличие заболеваний, хирургических вмешательств.
6. Развитие в младшем школьном возрасте (7-11 лет). Характер адаптации к регулярному обучению, трудности усвоения школьного материала. Сроки, условия возникновения жалоб. Эмоционально-личностные проблемы, двигательная расторможенность, неуправляемость, поведенческие девиации. Частота пропусков занятий по болезни. Успеваемость, провалы в школьном образовании. Специфика социальной и семейной ситуации. Отношение к родителям и другим членам семьи. Отношения с ровесниками.
7. Анамнез заболевания. Время возникновения симптомов. Связь с особенностями деятельности и ситуацией. Наличие «светлых промежутков». Динамика состояния.
8. Опыт общения со специалистами помогающих профессий (школьный психолог, социальный работник, психотерапевт и другие): позитивный, негативный и нейтральный опыт. В школе (или в клинике) провести клиническую беседу с родителем ребенка, имеющего трудности. При проведении беседы исследовать историю развития ребенка. Написать отчет по проведенной работе: «Использование метода клинической беседы.
История развития ребенка».
Рекомендуемая структура отчета:
1. Раскрыть причину обращения родителя к психологу, указать проблему так, как ее видит родитель, его/ее видение причины проблемы.
2. Особенности контакта родителя с психологом: активность, спонтанность, наличие у родителя вопросов, обвиняющая/сотрудничающая, заинтересованная/незаинтересованная позиция и так далее.
3. Раскрыть содержание беседы и отразить особенности развития ребенка по пунктам, указанным в алгоритме интервью