Приложение МААМ

Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Татьяна Корниенко
Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и хочу поделиться опытом работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены именно с такими особенными детьми. Большинство детей в группе с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. С нашими детьми ведётся комплексная коррекционная работа, направленная на оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации. Лечебно-педагогическая работа носит комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий грамотных специалистов различного профиля: психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. (слайды)

Публикация «Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому мы стремимся создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной сфер, самостоятельности. В группе создаётся доступная среда для осуществления процесса формирования культурно- гигиенических навыков, навыков самообслуживания. (слайды) В туалетной комнате прикреплёны поручни для удобного пользования унитазом, в комнате для умывания размещены умывальники так же с поручнями. В доступном для детей месте мы поместили зеркало. Важная задача для меня развить у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Этот процесс невозможен без развития мелкой моторики. Для развития движений мелкой моторики руки советую изготовить такие пособия и игры, которые будут способствовать развитию руки и пальцев. (слайды) К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами. К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых, С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т. д.) Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с особенностями психофизического развития преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у детей с особенностями развития.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания (умение самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками). Трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и социально – бытовой ориентировки.

Обучение должно быть максимально индивидуализировано в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно - активной форме (с помощью педагога и родителей, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Педагоги и родители должны быть предельно внимательны к ребенку и часто хвалить его даже за самые небольшие достижения. Не следует постоянно указывать ребенку на его ошибки и неправильные движения. Если взрослый, пытаясь обучить ребенка, нервничает, спешит, тот быстро теряет интерес к деятельности, которая вызывает у него затруднения, и долго будет требовать, чтобы его кормили, одевали, причесывали, умывали.

Одна из важных задач при развитии навыков самообслуживания является обучение самостоятельному приему пищу. Одной из главных причин, затрудняющих формирование этого навыка, является недостаточное развитие у детей зрительно - моторной координации, схемы движения «глаз – рука» и «рука - рот». Эти схемы движения необходимо развивать, начиная с самого раннего возраста.

Обучая навыкам самостоятельного приема пищи, надо посадить ребенка на стул так, чтобы обе руки были свободными. Если ребенок плохо сохраняет равновесие, его можно зафиксировать ремнем. Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки. Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, научить держать ее в кулаке. Ложку педагог держит с ребенком вместе и направляет ему в рот. Затем просто педагог набирает пищу в ложку и просит ее подносить себе в рот. Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть. Обращать внимание детей на то, как правильно держат ложку и подносят ее ко рту его товарищи за столом. При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение потешек и художественного слова, рассматривание книг и иллюстраций, организация сюжетно – ролевых игр и др. (слайды

Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживая ее в одной или двумя руками и пить из нее. При обучении питью можно сначала пользоваться резиновой трубочкой, кружкой с двумя ручками. Сначала ребенок пытается сам пить, но если у него не получается, педагог помогает придерживать чашку рукой а ребенок пьет. Можно педагогу поднести чашку ко рту ребенка, а он делает глотательное движение. Ребенка с церебральным параличом надо обязательно приучать есть за общим столом. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником. Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.

Если ребёнок чаще проявляет самостоятельность при кормлении, сажу его за стол за которым дети едят самостоятельно. Пример сверстников даёт в данном случае положительный результат.

При обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков : мытье рук до и после еды (с мылом и без, вытирание рта и рук салфеткой. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Мытье рук строится следующим образом: взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга. Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды. После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки. Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе. Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается. Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания. Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками. Но некоторые детки боятся воды. Тогда в своей работе использую такой приё м: беру в руки куклу, сажусь рядом с ребёнком возле умывальника и показываю как умывается кукла. Свои действия дополняю чтением потешек стишков. Проводя с малышом гигиенические процедуры, всегда нужно говорить ему ласковые слова приятным, нежным голосом, успокаивать, создавая атмосферу доброты, заботы и тепла, можно читать стихи о воде, мыле, полотенце. Не нужно забывать хвалить ребёнка за малейшие достижения, тогда у него будет желание ещё и ещё раз показывать вам своё действие. Придумывайте поощрение за каждое достижение.

Все процессы, в которых участвует ребенок, должны быть тщательно продуманы и обязательно должны сопровождаться положительными эмоциями.

•Вода должна быть теплой.

•Раковина - на уровне ребенка.

•Мыло должно быть маленьким.

•Крючок для полотенца - на уровне груди ребенка.

Вообще из своего опыта хочу сказать, что вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, снимает психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта. Бывают случаи когда ребёнок плачет и не может успокоиться. Мне на помощь приходят игры с водой (слайды)

Формируя навыки самообслуживания, важно обучить ребенка действиям, которые требуется выполнять во время раздевания и одевания. Начинать учить снимать и надевать одежду лучше с майки, трусов, шапки, т. е. с одежды, не требующей застегивания. Позднее применяются различные приспособления для тренировки тонких движений пальцев, как расстегивание и застегивание пуговиц (сначала больших, потом мелких, расшнуровывание и шнурование ботинок. Я стараюсь создавать ситуации, чтобы ребёнок сам сделал действие, о котором я прошу: «натягивай колготки», «одень носок». И для меня не важно на начальном этапе как он оденет его пяткой кверху или как положено. Для меня важно будет, что ребёнок взял носок в руки. Формирование любого навыка индивидуально. Если я прошу: «одень футболку».Одному ребёнку я подам её и он оденет её сам, другому я помогу надеть горловину футболки, а дальше ребёнок справится сам. Обучение строиться от простого к сложному.

Взрослый должен помнить, что скорость формирования навыка зависит от многих факторов: от индивидуальных особенностей ребенка; от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей, является главным учителем для ребенка); разной скорости усвоения навыка (одному ребенку достаточно показать один раз, после чего он начнет формировать навык самостоятельно в игре и других видах деятельности, а другому ребенку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно). Когда же мы можем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего? Тогда, когда несколько дней подряд ребенок выполняет его успешно не только на организованном вами игре-занятии, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию.

Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован двигательный стереотип. Поэтому перед тем как формировать навык самообслуживания необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями - игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. (Слайды игры с посудкой

Виды помощи при формировании навыков самообслуживания :

(Помощь или содействие) ребенку может быть разной.

•Устная - слова, которые наталкивают ребенка на требуемое действие.

•Демонстрация - показать само действие, чтобы ребенок по подражанию сделал правильно. Это особенно полезно, когда ребенок не способен реагировать только на устные указания.

•Наглядная - наглядные подсказки, наталкивающие на правильное выполнение задания.

•Физическая - физические действия, помогающие малышу справиться с той частью деятельности, которая для него особенно сложна.

Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, чтобы ребенок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.

Овладение навыками самообслуживания нужно ребенку для относительной независимости от взрослого, для развития самостоятельности.

Требования к предметам личной гигиены.

Используются красивые, удобные для ребенка предметы личной гигиены, которые создают радостное настроение от взаимодействия с ними. Перед использованием этих предметов малыша знакомят с каждым из них, объясняя, для чего они нужны.

Зубная щетка, небольшая и нежесткая (покупать лучше щетку детскую, мягкую). Ежедневно замачивают щетку в горячей воде (40°-45°) на 3-5 минут. Воду для ополаскивания рта используют всегда теплую, чтобы не испугала ребенка, не принесла ему неприятных ощущений. Зубная щетка и пластмассовый стакан должны быть индивидуальными.

Зубная паста, приятная на вкус (не жжет во рту, как иногда бывает с пастами).

Расческа, с мягкими зубцами, чтобы не царапала голову, не раздражала и не пугала ребенка, при этом имела спокойный, неяркий цвет (розовый, серый для легковозбудимых, подвижных детей; яркие тона для пассивных, очень тихих, спокойных, заторможенных). Как и зубная щетка, мочалка должна быть мягкой, маленькой, чтобы ребенок мог легко удерживать ее в руке во время умывания, купания.

Мыло лучше использовать "Детское", отечественное. Перед употреблением мыла рассмотреть с ребенком рисунок на обертке, рассказать, как приятно и полезно мыться этим мылом, как весел и доволен мальчик, нарисованный на обертке.

Полотенце ребенок имеет индивидуальное, успокаивающего или возбуждающего цвета, в зависимости от темперамента малыша. Место, куда ребенок вешает полотенце, должно быть доступно его росту

Знакомить ребенка с зеркалом нужно особенно осторожно, когда он спокоен, находится в хорошем настроении. Продумывают, как это произойдет (читая рассказ о зеркальце, загадывая адаптированную загадку, показав затем картинку, читая стихи или играя с зеркальцем и т. д.). Однозначно, зеркало не должно находиться там, где ребенок может неожиданно в процессе бега, игры столкнуться с ним.

Итак, с предметами личной гигиены малыша знакомят постепенно, задолго до того, как он начнет ими пользоваться, вначале вместе со взрослыми, а затем - самостоятельно. Все эти предметы можно рассматривать на иллюстрациях и картинках, в книжках и журналах. Предлагают их лишь тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сыт, спокоен, здоров. Предметы личной гигиены должны соответствовать возрасту и росту ребенка. В комнате, где он умывается, не должно возникать никаких неприятных ощущений, которые могут стать причиной отказа ребенка от выполнения процедур.

Вывод:

Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом - не сделать за него то, что он должен сделать сам. Чем выше уровень бытовой адаптированности ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, в приеме пищи, в опрятности, тем свободнее будет взрослый, а у малыша высвобождается значительная часть времени для игр и другой полезной деятельности. При формировании разнообразных форм самообслуживающего труда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Научить ребёнка самостоятельности в самообслуживании очень кропотливый ежедневный труд, требующий от родителей терпения. Я хочу пожелать вам здоровья и пусть ваши детки радуют вас каждый день своими маленькими достижениями.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 15 февраля 2021 в 12:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Корниенко (УИ 626278) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД