ирина упорова
Формирование навыков пространственной ориентировки, представлений о времени у дошкольников
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных
представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано,
являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В
формировании пространственных представлений и способов ориентации в
пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный,
зрительный, слуховой). Но у маленьких детей особая роль принадлежит
кинестетическому и зрительному анализаторам.
Публикация «Формирование навыков пространственной ориентировки, представлений о времени у дошкольников» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое
обобщение, т. е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого
чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка,
«переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для этого
необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования. Иными
словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и
должно позволять активное экспериментирование, результат которого,
сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно
воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания
окружающего мира.
В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: «Пространственная
ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия
пространства и словесного обозначения пространственных категорий
(местоположения, удаленности, пространственных отношений между
предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний,
размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно
тела ориентирующегося».
Изучив опыт многих педагогов – исследователей мы должны методически
правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать
детей задачам раздела ориентировка в пространстве.
Программа младшей группы предлагает различать пространственные
направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад, слева (налево) —
справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит
четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе.
Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) — со
спиной. Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли
малыши ориентироваться на себя, знают ли названия частей тела и лица.
Детей одновременно упражняют в различении парных взаимно-обратных
направлений: вверху — внизу, спереди — сзади, слева — справа (левая — правая,
так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование
представления о другом. Особенно затрудняет малышей различение правой и левой
руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называние
руки с выполняемыми ею действиями, и прежде всего характерными для каждой
руки. Малыши должны назвать, в какой руке они держат ложку, а в какой — хлеб,
в какой руке у них карандаш, кисточка, а какой рукой они придерживают бумагу.
В процессе обучения различению и называнию правой и левой руки большое
внимание уделяют развитию умения определять различные стороны на себе:
голова — вверху, ноги — внизу; правая нога, левая нога и т. п. Данная работа
проводится как индивидуально, так и с небольшими подгруппами детей.
Воспитатель просит их дотронуться руками до колена и догадаться, какая нога у
них правая, а какая — левая. Малыши узнают, что левая нога с той стороны, где
левая рука, а правая там, где правая рука. Проводя упражнения, нельзя
рассаживать детей, друг против друга, в круг или по углам, потому что в таком
случае нарушается однородность в восприятии пространства. Все дети и педагог
должны сидеть или стоять лицом в одну сторону. Продолжительность упражнений
не превышает 3—5 мин.
Опираясь на эти умения детей, можно начать учить их указывать
пространственные направления от себя : вперед, назад, налево, направо.
Например, воспитатель просит детей взять флажки (или погремушки) и вытянуть
руки в стороны. На какой-то момент внимание малышей акцентируется на том, что
синий флажок у них в правой руке, и они показывают им в правую сторону. По
указанию педагога дети показывают флажками вниз, вверх, налево, направо. Они
приучаются по слову наклоняться вперед, поднимать руки вверх, опускать вниз и т
д. Используются игры «В прятки», «Куда бросили мяч» и др.
В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках
времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по
изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их
взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное
время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают
реальные условия для формирования представления, о частях суток. Педагог
называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды
деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись, и теперь
будем завтракать» и. т. п.
С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие
деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны
быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного
отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые, нарисованные
на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы : «А ты что делал утром?
Днем?»
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным
содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими
пользоваться в своей речи.
Упражнения в определении пространственного расположения
предметов проводят как на занятиях, так и в повседневной жизни. Большое
значение придают использованию дидактических игр: «Угадай, что где
находится», «Кто ушел и где он стоял?» и др.
После того как дети приобретут умение различать и называть
основные пространственные направления, их учат передвигаться в указанном
направлении. Для этого целесообразно вначале использовать игру «Куда пойдешь,
что найдешь?»
Представления «ближе», «дальше», «близко», «далеко» дети получают,
производя те или иные действия с игрушками и предметами. «Чей мяч
покатился дальше? Кто дальше бросил снежок?» —
подобные вопросы привлекают внимание детей к расстоянию. Они постепенно
усваивают значение слов ближе, дальше, близко, далеко.
Для закрепления умения ориентироваться на
плоскости, определять взаимное расположение картинок слева, справа или
посередине, вверху и внизу используют игры типа «Парные картинки» и др.
Для развития ориентировки в пространстве наряду со специальными
упражнениями широко используются разнообразные жизненные
ситуации. Ориентировка в пространственных направлениях — непременный
компонент любого практического действия.
В младшей группе ориентировка во времени развивается у детей в основном
в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной
основе.
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия
с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках.
Необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и
побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами :
«Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера? Куда пойдем завтра?»
Значение слов быстро — медленно раскрывают на конкретных примерах.
Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх
(«Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он
хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках
сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда,
гусеницы и жука.
Заключение: на занятиях и в повседневной жизни широко используются
дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий,
закрепляются, углубляются и расширяются математические представления детей.
В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по
развитию ориентировки в пространстве. Игра — это не только удовольствие и
радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно
развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества,
которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать
новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об
этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только
расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и
в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические
игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание
занятий как одного из средств реализации программных задач. Место
дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных
математических представлений определяется возрастом детей, целью,
назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве
учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи
формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё
занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в
конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного. В
формировании у детей математических представлений широко используются
занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые
упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений
необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью
преподнесения её от имени какого - либо литературного сказочного героя
(Буратино, Чебурашки).
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по
структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они,
как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры
(дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять
детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным
упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод
ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит
воспитатель (дает задание, контролирует ответ, дети при этом менее
самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении
отсутствуют.