Козаченко Наталья Ивановна
Формирование навыков культуры здоровья детей старшего дошкольного возрастав процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассмотрена система формирования навыков культуры здоровья, особенности развития и организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и семье. Описаны методы диагностики сформированности уровня развития навыков культуры здоровья старших дошкольников. Опытно-экспериментальным путём доказана эффективность разработанной программы игровой деятельности в формировании культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование навыков культуры здоровья детей старшего дошкольного возрастав процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: старший дошкольник, культура здоровья, игровая деятельность, игра, здоровье.
Актуальность статьи. В последние годы показатели здоровья и физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о тревожных тенденциях. По данным ученых, 30-40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в образе современной жизни. Основной проблемой является низкий уровень знаний взрослых о культуре здоровья и ценности своего здоровья и здоровья своих детей [3, с. 23].
Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, которая разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания. Этот термин предложил в 1968 году профессор В. А. Скумин. С тех пор данное понятие прочно вошло в научную и научно-популярную литературу, в повседневную речь [7,с. 158].
Современные дошкольные образовательные программы ориентированы на вопросы здоровья и безопасности, но более глубокой задачей является привитие ребенку потребности быть здоровым, активным, способным и не представлять угрозы здоровью других членов общества. Необходимо укреплять уважение к здоровью дошкольника и его ответственность за его охрану [4, с. 56].
Важным аспектом является непосредственное участие семьи как субъекта общественных отношений воспитания в образовательном процессе ДОО, формирование у родителей готовности и способности к деятельности, совместной игре с детьми, развитию потребностей семьи в активном взаимодействии с педагогами. Это является необходимым условием, способным обеспечить качество дошкольного образования и достичь поставленных государством целей.
Общество меняется и требует изменений в системе образования: выбора новых средств, приемов и методов, учета новых проектов и технологий. Проблема использования игровых технологий в образовательном процессе является достаточно актуальной на современном этапе развития общества. Наше предположение построено на том, что игровые методы и приемы работы с дошкольниками будут более эффективно влиять на овладение навыками здоровьесбережения и способствовать формированию культуры здоровья. [2,c.9]
В то же время необходимо целенаправленно повышать квалификацию педагогов, содержание которой направлено на формирование личностной и профессиональной готовности педагогов и специалистов к освоению детской игровой деятельности в процессе формированию культуры здоровья ребенка [6, с. 52].
Анализ последних исследований. Дошкольный возраст является важнейшим периодом в жизни человека, поскольку необходимость укрепления и поддержания здоровья дошкольников является важным условием достижения успеха в жизни. Формирование ценностного отношения к своему здоровью находится в центре внимания многих ученых (И. И. Брехман, П. М. Амосов, Е. Н. Вайнер, В. П. Петленко и др., поскольку в дошкольный период закладывались основы культуры личности и одна из ее важных составляющих-культура здоровья.
Говоря о культуре здоровья, всемирно известный Н. М. Амосов сформулировал основные принципы здоровья, среди которых он выделил фактор саморегуляции человека, а также его активное отношение к созданию собственного здоровья, что требует постоянных и значительных усилий личности в области укрепления и поддержания здоровья [1,с. 68].
В настоящее время проблема формирования и сохранения культуры здоровья как социально значимого фактора является весьма актуальной в мировой научной литературе. Интерес к индивидуальному здоровью каждого гражданина значительно возрос. Этот факт подтверждается большим количеством исследований, проведенных российскими учеными (Р. И. Айзман, Б. Г. Ананьев, Н. Н. Моисеев и др.).
Ученые установили, что состояние здоровья каждого человека, в том числе и ребенка, определяется рядом особенностей, вытекающих не только из врожденных индивидуальных черт человека, но и из образа жизни, начиная с раннего возраста. Следует отметить, что культура здоровья дошкольника определяется не только его психофизиологическими особенностями, но и зависит от образа жизни в семье как ближайшей социальной среде растущей и формирующейся личности, в которой протекает жизнь ребенка [5,с. 115].
По мнению российских педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева,
П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., игровая деятельность является эффективным способом формирования культуры здоровья у дошкольников [8, с. 32].
В психолого-педагогической науке проблема игры неоднократно рассматривалась и многими известными учеными в России и за рубежом
(Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Э. Берн, С. Л. Рубинштейн и др.)
В своей статье педагог Е. Б. Родионова убедительно доказывает, что формирование культуры здорового ребенка дошкольного возраста через игровую деятельность имеет положительную динамику в процессе воспитания и обучения детей с раннего возраста. Игра стимулирует творческие способности ребенка и создает условия для формирования культуры здоровья дошкольника. Только взрослые могут использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой деятельности.
Цель статьи – выявить, теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанной программы игровой деятельности, направленной на формирование культуры здоровья старших дошкольников.
Изложение основного материала.
Экспериментальная работа по формированию культуры здоровья в процессе игровой деятельности проводилась на базе МДОУ «Ясли-сад комбинированного типа №285 г. Донецка» в старшей группе «Сказка». В исследовании приняли участие 20 человек: 10 детей – контрольная группа, 10 детей – экспериментальная группа.
Целью исследования была апробация игрового комплекса по формированию культуры здоровья у детей экспериментальной группы.
Для проведения констатирующего этапа эксперимента были отобраны такие методики:С. Е. Шукшина «Что я знаю о своём организме», А. Д. Кошелева «Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений», беседа «Что такое здоровый образ жизни», Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной «Изучение социальных эмоций».
Подведя итоги констатирующего эксперимента, можно сделать вывод, что в и в экспериментальной, и в контрольной группе дети имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, характеризующих уровень развития культуры здоровья испытуемых. Так, у детей контрольной группы 40% детей имеют низкий уровень развития, 60 % средний уровень и высокий уровень 0 %.
В Экспериментальной группе: на высоком уровне – 10%, на среднем уровне находятся 40% детей, на низком уровне – 50% детей.
Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большая часть испытуемых детей находится на среднем и низком уровнях сформированности основ культуры здоровья, что подтверждает необходимость реализации условий повышения уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
С целью решения исследовательских задач был поведён формирующий этап эксперимента. В нем приняли участие только дети экспериментальной группы.
В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:
-включение детей в игровую деятельность по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;
-использование активных методов обучения (эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых и дидактических игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики);
-широкое применение методов эмоционального воздействия.
Вначале был определен объём и содержание знаний о культуре здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Разработан проект (система занятий, экскурсий, игр, эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых дидактических игр) по данному вопросу.
Занимаясь с детьми, мы одновременно к работе привлекали и родителей. Проводились с ними беседы, консультации, совместные вечера развлечений родителей и детей, анкетирование для родителей на тему «Культура здоровья Вашей семьи».
Результаты проведенного формирующего эксперимента были нами исследованы в третьем, заключительном этапе — контрольном эксперименте. После завершения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Цель контрольного эксперимента: выявить результаты опытно- экспериментальной работы по формированию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, провести сравнение результатов экспериментальной группы с результатами контрольной группы. Для контрольного эксперимента мы использовали те же методики.
В контрольном эксперименте мы ставили перед собой задачу: определить степень эффективности формирования культуры здоровья ребенка путем использования игровой методики. Полученные данные показали, что показатели уровня культуры здоровья у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующего эксперимента стал различным. Показатели у детей экспериментальной группы стали значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных мероприятий. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об их положительном влиянии на детей старшего дошкольного возраста.
Изучение уровня сформированности культуры здоровья у детей дошкольного возраста в контрольной группе показало: высокий уровень – 10% испытуемых, средний уровень – 70%, низкий уровень – показало 20% детей.
Результативность разработанной нами программы была доказана показателями уровня сформированности культуры здоровья у детей дошкольного возраста в экспериментальной группе: высокий уровень – 40% детей, средний уровень – 60% и низкий уровень у участников эксперимента отсутствовал.
Выводы: На основе проведённой опытно - экспериментальной работы по формированию культуры здоровья можно сделать вывод, что выявленные нами и реализованные условия являются эффективными. Главным результатом нашего исследования является то, что использование игрового комплекса позволило наиболее эффективно решить задачи по овладению детьми экспериментальной группы навыками культуры здоровья, осознание ценности своего здоровья.
Список литературы
1. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Раздумья о здоровье /
Н. М. Амосов. – Москва: АСТ: Сталкер, 2005. – 287 с.
2. Бутырская, Е. В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Бутырская, Л. М. Зайцева // Учитель и время. №8. 2013. С. 9-14.
3. Гринченко, И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко. – М. : ЦГЛ, 2002. – 80 с.
4. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Елжова. - М. : Феникс, 2011. - 224 c.
5. Казначеев, В. П. Здоровье нации, культура, футурология XXI века. Сборник статей и докладов В. П. Казначеева (2007-2012 гг.). / Под общей редакцией д. м. н. А. В. Трофимова. Составители В. В. Ромм, С. В. Чиркова – Новосибирск: ЗСО МСА, 2012 г. – 386 с.
6. Карепова, Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!” [Текст] /
Т. Г. Карепова, И. Ю. Жуковин // Психолог в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 52-80.
7. Скумин, В. А. Культура здоровья : избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с.
8. Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский сост.
С. Ф. Егоров. – М. : Карапуз, 2000. – 255 с.