Лидия Писаревская
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей и средств формирования личности. В. А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно отметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».
Не секрет, что уроки чтения не являются для подавляющего большинства начальных школьников любимым. И в этом кроется одна из проблем, с которой приходится сталкиваться каждому педагогу.
Публикация «Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Очень часто на уроках ученикам бывает скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьёзной, напряжённой работе мысли и чувства, тем самым оно не приносит удовольствия.
Выйти из сложившейся ситуации, можно только используя постоянное приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстрационный материал книги. Это способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Делает ребёнка более восприимчивым к окружающей действительности. Надо стараться использовать как можно больше наглядных пособий на уроках чтения- портреты, иллюстрации в книгах, рисунки детей, организовывать выставки книг, проводить артикуляционную работу в начале урока, развивать память, мышление, обогащать словарный запас.
Учащиеся постепенно овладевают чтением, но не все одинаково. Быстро читающие обычно те дети, которые читают много. В классе всегда есть дети, которые читают намного хуже других. Причина в отсутствии систематизации подготовки домашнего задания, контроля со стороны родителей. Многие считают, что вся работа должна лежать на плечах учителя. Но одному педагогу развивать интерес к чтению, речь, память, мышление формировать и закреплять навыки чтения только на уроках недостаточно. Ведь процесс обучения сложный, творческий. Здесь нужна долгая, кропотливая работа не только учителя, но и родителей. Хорошо, если ребёнку повезло с семьёй, и дома с ним занимаются дополнительно. А если ребёнку с семьёй не повезло? Временные неудачи, срывы не должны пугать. Систематическое чтение на всех уроках и с некоторыми после уроков дают результаты.