Татьяна Окладова
Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила : учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
Окладова Татьяна Васильевна
Формирование правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это «волшебное стекло», через которое дети видят и познают мир и самого себя. Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Публикация «Формирование навыка чтения в начальной школе в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения на уроках в начальной школе.
Вначале ребенок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если мы не сформируем технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
Существует несколько подходов к выбору методов обучения чтению. В современной педагогической и инновационной практике можно встретить примеры каждого из них. Однако, наиболее распространенным до сегодняшнего дня является фонетический подход, когда ребенок сначала изучает произношение букв, потом переходит к слогам, а потом к словам. Второй подход – метод целых слов. Ещё несколько лет назад на уроках в начальной школе применялся лишь один подход. Но в последнее время учителю для построения современного урока необходимо использовать различные подходы и методики, обновлять и постоянно совершенствовать методы и приёмы работы, объединять, как раньше казалось, несовместимые направления в обучении. Это обусловлено введением ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В нём принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Исходя из этого, применяются общие направления в обучении чтению для детей с разным интеллектуальным уровнем и уровнем подготовки. Это включение в каждый урок упражнений на развитие:
- на развитие зрительного восприятия;
- на развитие гибкости артикуляционного аппарата;
- на тренировку объёма дыхания;
- на знакомство с орфоэпическими нормами;
- на исследования этимологии и лексического значения слов.
В обучении детей с интеллектуальными нарушениями и трудностями обучения целесообразно применять:
- лингвистический метод - обучение через слова, которые часто используются в речи, которые произносятся так как пишутся (именно на примере этих слов ребёнок усваивает соответствие между буквами и звуками);
- метод целых слов – распознавание целых единиц, не разбивая на составляющие (методика обучения чтению по Глену Доману).
Для одарённых и подготовленных учеников при чтении часто характерны повторы слов, интонационные ошибки при чтении, которые проявляются вследствие неуверенности в себе, недостаточности жизненного опыта. Для исправления и предупреждения такого рода чтения применяются упражнения:
- «чтение наоборот»;
- «чтение по частям : начало, концовка, середина»;
- «узнай слово по верхней половине, по нижней половине»;
- «посели слово (предложение) в другую ситуацию».
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1. Восприятие данных слов. Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить, определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое прочитанное слово может вызывать в сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание этого слова. В одном случае в сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
3. Оценка прочитанного - умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию. Что наблюдается, как известно, не всегда.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: технику чтения и понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.
Опытным путём было доказано, что пониманию и оценке прочитанного на уроках способствуют методы и приёмы «Технологии развития критического мышления» и «Шестиугольного обучения», которые способствуют повышению учебной мотивации и позволяют разносторонне проводить работу по предвосхищению событий текстов, анализу получаемой информации, получению выводов по прочитанному материалу. Такие виды работы (что немаловажно) способствуют развитию творческого мышления учеников, дают толчок к исследовательской деятельности на уроках.
Учитывая всё вышесказанное, можно сказать, что путь формирования навыка чтения будет пройден ребенком в рамках начальной школы успешно при :
1. Владении учителем психолого-педагогическими аспектами данной проблемы.
2. Обеспечении в классе определенного режима работы:
- дифференциация заданий для одарённых и подготовленных детей, детей ОВЗ и с трудностями обучения, заданий среднего уровня;
- упражнения в чтении должны быть каждодневными;
- отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
- учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения, применяя разработанную систему упражнений;
- учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
- специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя;
- применение современных технологий, методов и приёмов, оптимально соответствующих целям и задачам, поставленным на уроках.