Наталья Ванян
Формирование навыка быстрого и осознанного чтения при работе с научно-познавательным текстом на уроках по окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыка быстрого и осознанного чтения при работе с научно-познавательным текстом на уроках по учебному предмету «Окружающий мир»
В содержании предмета нет художественных рассказов, сказок, стихотворений с захватывающими сюжетами, положительными и отрицательными героями, красочными описаниями природы, которые легко читаются и воспринимаются.
Публикация «Формирование навыка быстрого и осознанного чтения при работе с научно-познавательным текстом на уроках по окружающему миру» размещена в разделах
Научно-познавательные тексты содержат новую для учащихся информацию, которая порой не соотносится с их опытом и знаниями об окружающей среде, встречается обилие фактов, событий, исторических деятелей Поэтому при прочтении текста учащиеся, когда они встречают новые понятия, термины, темп чтения даже успешных учеников снижается. Появляется так называемое «спотыкающееся чтение», что затрудняет понимание прочитанного.
При самостоятельной работе с текстом школьники не умеют выбрать необходимую для усвоения информацию. Большой объем учебного материала вызывает проблемы и в подготовке домашнего задания, как правило, учащиеся заучивают весь материал, не умеют выделить в нем главное.
Поэтому свою основную задачу вижу в создании условий для успешного овладения учащимися необходимыми знаниями и навыками по предмету. И сегодня могу с уверенностью сказать, что все эти проблемы разрешимы.
Используя «ИнтеллекТ» технологию, можно научить детей умению создавать образы, удерживать их и манипулировать ими; сформировать : тезаурусы (словарный запас) по предмету, навыки продуктивного чтения, навыки продуктивного усвоения прослушанных и прочитанных текстов; умения формулировать и высказывать мысли в устной форме.
Большинство заданий «ИнтеллекТ» технологии - это задания в виде тестов, кроссвордов, анаграмм, «логических сеток». При систематическом подходе в использовании этих упражнений наблюдается положительная динамика в развитии навыка чтения у детей, обогащение словарного запаса, грамматических категорий, познавательных процессов.
Упражнения «ИнтеллекТ» эффективны еще и тем, что педагог с фантазией может на их основе создавать новые вариации. В первом классе, учитывая то, что навык чтения у всех детей ещё до конца не сформирован, поэтому при вторичном чтении текста использую приёмы, которые дают возможность прочитать текст многократно и понять прочитанное. По форме упражнения имеют игровой характер, что создаёт высокий эмоциональный фон и снижает утомляемость учащихся.
Итак, 1 класс. Тема: «Ядовитые растения».
1. После объяснения, какие растения называются ядовитыми, работаем со статьёй в учебнике (с. 66). Первый раз статью читаю сама. Выясняем, о каких растениях идёт речь.
2. В тексте встречаются словосочетания, которые, как подсказывает опыт, могут вызвать у детей затруднение при чтении, они вынесены на доску: Вороний глаз, волчье лыко, сине-чёрная ягода, расположенным, приклеенным.
Использую приём «Чтение спиралью» рас, распо, располо, расположен, расположенным. И так проговариваем каждое слово на отработку схватывания целого слова, словосочетания. 9 1. рас 2. рас +по 3. рас –по + ло 4. рас – по –ло + жен 5. рас-по-ло-жен+ ным 6. расположенным
Тема: «Ядовитые растения»
3. Читаем текст цепочкой по 1 предложению.
4. «Метод незаконченного предложения» : Начинаю читать предложение, останавливаюсь на третьем или четвёртом слове, а затем предлагаю любому ученику дочитать предложение.
5. Приём «Не потеряйся»
Читаю основные смысловые части текста, ученики должны глазами находить их и повторять за мной:
1. В лесах, по берегам лесных рек и озёр, четыре листочка, сине- чёрная ягода. Спрашиваю, о какой ягоде идёт речь?
2. Розовым цветкам, красным ягодам, приклеенным к стеблю. Какая это ягода? Ученики по признакам узнают, что это вороний глаз, волчье лыко.
6. Работа в группах : Класс делится на группы. Группы получают задание: узнать по описанию растение. Читают на карточках описание, определяют растение, аргументируют ответ.
Таким образом, я, избегая многоразового монотонного чтения всего текста, формирую навык чтения, понимание прочитанного и ключевые знания.
Во 2 классе работа несколько усложняется.
Так как в текстах встречается много новых понятий, терминов, на каждом уроке провожу словарную работу.
Например, тема «Живая и неживая природа».
1. Словарная работа. На доске написаны слова: 33 объекты природа живая природа неживая природа питательные вещества (Во 2 классе определения этим понятиям даю сама, а в 3-4 классах обращаемся к словарям на уроке или по заданию ученики готовят ответ.
Расшифруй слова
Задания, позволяющие развивать смысловое прогнозирование, которое способствует осмысленному усвоению знаний. Чтение текста с отдельными строчками с постановкой вопроса «О чём вы узнали?». Солнце, человек - это природа. Сделаны руками человека - предметы труда.
В учебнике это большие предложения, а мы выделяем главные опорные знания. Чтение вслух незаконченных предложений, которые нужно завершить. Солнце, воздух, песок, камни - это…. Растения, грибы, животные, человек – это…. Собирание осмысленных предложений из рассыпанных слов. Природа неживую на живая влияет природу. (Живая природа влияет на неживую природу). Из отдельных частей составить статью (работа в группах).
Задания для 3 класса. Тема: «Полезные ископаемые».
Найди понятия по теме Предлагаю детям вспомнить тему урока.
Например, тема урока «Полезные ископаемые». С какими понятиями познакомились?
Дети перечисляют (гранит, торф и т. д. На столе листочки с текстом, где спрятались эти слова.
Текст по теме «Карта. Физическая карта полушарий».
Дети читают и перечитывают текст несколько раз, пока им не удается найти спрятанные слова.
Ученики выделяют их цветными карандашами.
Текст Карта-изображение поверхности Земли на бумаге. На карте мы смогли найти незнакомые объекты: Северный и Южный полюс. На одинаковом расстоянии от полюсов проходит экватор. Фон голубого цвета на карте обозначает участки воды - моря и океаны. Зелёные, жёлтые, коричневые участки, грани твёрдой поверхности,- это материки.
В данном тексте спрятаны полезные ископаемые: глина, торф, гранит.
Читая текст, ученики смогли ещё раз повторить ранее пройденный материал.
3 класс. Тема «Растения наших лесов».
Задание на осмысление прочитанного.
1) Прочитай текст. Читать его надо очень внимательно, чтобы правильно выполнить задание. (Учебник, статья “Растения леса”, стр. 53-57)
2) Внимательно прочитай предложения, записанные в таблице. Галочкой в колонке "Знак" отметь только те, которые встречались в тексте. На колонку "+" пока не обращай внимания.
Затем, я зачитываю предложения, которые есть в статье, а ученики в колонке «+» этим знаком отмечают ответы, подсчитывают количество правильных у себя. При повторном аналогичном задании школьники уже более внимательно будут читать текст. Это развивает внимание, память, отрабатывает навык чтения.
А в целом такая система работы позволяет не только вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, помогает подготовить ученика к систематическому изучению познавательной литературы в средней школе. Помогает учить, не переутомляя ребёнка, сохраняя здоровье и интерес к учёбе