МААМ-картинки

Консультация для родителей «Роль игры в воспитательном процессе»

Надежда Маньчева
Консультация для родителей «Роль игры в воспитательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы

Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования и общие закономерности развития детей. Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности.

При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками, т. е. овладевают предметным видом деятельности. Именно в этот период ребенок приобретает главные человеческие качества: овладевает ходьбой, основами разговорной речи и предметных действий, у него начинает формироваться определенное отношение к окружающему миру (людям, предметам, природным явлениям).

Публикация «Консультация для родителей „Роль игры в воспитательном процессе“» размещена в разделах

Только ребенок, умеющий общаться со взрослыми и познающий активно наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре. Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения жизненного опыта детей.

В дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельностью ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно влиять на их всестороннее воспитание,— это зависит от взрослых.

В современной дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определенные знания и умения: дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкальные игры, игры - забавы. В них игровые действия заранее предусмотрены правилами игры, игрушками.

Во многих из этих игр (играх-драматизациях, сюжетно-музыкальных, сюжетно-дидактических и сюжетно-подвижных) содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобили» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия предметов одежды, действий (повесить, положить и др.). Усвоив от старших подобные игры, дети могут играть в них сами, повторяя или творчески изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Так, в обучающих играх сюжетного характера дети действуют в соответствии с правилами в пределах заданного заранее игрового сюжета, усваивая конкретный материал по умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик — самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема, содержание событий, их последовательность) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план.

Сюжетная игра — игра самостоятельная. Она не может не учитывать жизненный опыт детей или передаваться в готовом виде как игра обучающая.

Творческая игра имеет свои свои законы развития, так как в каждом возрасте у ребенка свое понимание мира, свои возможности отображения его в игре. В раннем детстве закладывают предпосылки ролевой игры. Но уже у малышей можно обнаружить элементы игрового сюжета, воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развернутые сюжетные игры.

Важным в игре является умственное развитие ребенка, но это не значит, что в игре не решаются другие вопросы воспитания. Умственное развитие в игре неразрывно связано с нравственным, эстетическим, физическим, оно помогает малышу лучше ориентироваться в нравственных нормах, видеть красивое в окружающем. Хорошая игра — залог хорошего настроения, крепкого здоровья.

Уже на первых этапах развития сюжетная игра воспитывает нравственно-волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться игрушками, помогать друг другу. Взаимоотношения между детьми формируются более успешно, если начиная со второго года жизни их приучают играть индивидуально, рядом, не мешая друг другу, побуждают к деловым контактам (подать игрушку, подождать товарища и др., привлекают к совместным действиям (скатиться вместе с горки, переместить вдвоем большого коня и т. д.). При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого, «слушает» больного, «ставит» ему горчичники). Они учатся вместе решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, сооружают вместе из больших кубов машину, договариваются, куда поедут, кто будет шофером. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимание между детьми и воспитателем и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе.

В играх рядом, в первых деловых контактах воспитывается интерес не только к действиям, но и к личности другого ребенка. В индивидуальных и первых совместных играх дети передают, закрепляют и углубляют свой социальный опыт, который отражает взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей. В играх малыши проявляют свое отношение к действительности, дают первые нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой, Дед Мороз добрый и т. д.).

Содержание сюжета имеет нравственное значение. Примером нравственного содержания сюжета могут служить народные сказки и детские книги. Они пронизаны торжеством добра, разума, мужества, интересны и доступны детям и служат им нравственным эталоном.

Таким образом, уже в игре детей второго и третьего года жизни заложено развивающееся нравственное начало: во-первых, дети приобретают опыт взаимодействия, общения, во-вторых, отражая в игре взаимоотношения людей, начинают лучше осознавать и оценивать их.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса детей во многом зависят от игры. Общеизвестно влияние подлинно художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. От художественного решения детской игрушки зависит ее успешное применение в игре, возрастает ее воспитательная ценность. Образ в игрушке — это сплав умственного, эстетического, нравственного, примером которому служат народные игрушки: расписной городецкий конь, веселые дымковские свистульки, загорские игрушки из папье-маше, например птицы с пищалками. Основное требование, предъявляемое к игрушкам для маленьких,— типичность, условность образа. Это достигается путем заложенного в игрушке художественного отображения понятного детям содержания. Хорошая игрушка радует ребенка, способствует его разнообразным действиям и движениям. Здесь все имеет значение: и образ, и окраска, и величина, и фактура материала. Например, малыши предпочитают играть с мягкими, приятными на ощупь игрушками. Они любят тканевых или плюшевых зверушек больше, чем подобные игрушки из твердых, жестких пластмасс. Однако дети пугаются лохматых медведей, собак, особенно если у них вытянутая морда, маленькие глазки. При организации предметно-игровой среды следует проявлять эстетическую культуру. Она сказывается в подборе игрушек для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, в расположении игрушек в групповой комнате, на участке, в уходе за ними. Рваная и грязная кукла не только не красива, но и воспитывает равнодушие и к игрушке, и к тому образу, который она выражает. Если дать детям игрушку без учета их игровых умений, она быстро приобретает неэстетический вид: красивая кукла с длинными волосами и закрывающимися глазами в руках маленького ребенка быстро превращается в лохматое, неопрятное, безглазое существо. Малышам лучше и понятнее куклы с короткой стрижкой и нарисованными большими глазами. Игрушки, разбросанные по всей комнате, создают неряшливый вид, они отвлекают детей от игры, тогда как 2—3 предмета, объединенные в подсказанную педагогом игровую ситуацию, побуждают ребенка к интересным и полезным действиям. На участке лучше использовать те игрушки, которые можно легко вымыть (из пластмассы, дерева). Совсем неприемлемы для игры старые, поломанные игрушки. Также важно на участке располагать игрушки, учитывая не только игровые интересы детей, но и природное окружение. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям младшего возраста: надо уметь порадоваться вместе с детьми и нарядной игрушке, и убранным на место вещам, и поведению каждого играющего ребенка. Уместно также простое порицание, быстрое устранение некрасивого, неопрятного.

Самостоятельная сюжетная игра малышей благоприятно влияет на их физическое развитие. В таких играх ребенок свободен в выборе позы, действий и движений, он как бы сам непроизвольно регулирует физическую нагрузку, не допуская перенапряжения организма. В игре удовлетворяется его двигательная потребность: играя с сюжетно-образными игрушками, он много ходит, бегает, встает, садится, передвигает, поднимает и т. д. Естественная активность ребенка в игре, удовлетворение потребности в движениях — залог предупреждения переутомления ребенка, основа для создания у него бодрого настроения, жизнерадостности.

Влияние игры на физическое воспитание детей во многом зависит от умения воспитателя организовать предметно-игровую среду. Увеличить подвижность детей в сюжетной игре помогает подбор игрушек, разных по величине. Детям 2—3 лет удобны игрушки среднего размера (25—35 см). Их легко можно носить, ставить, класть, передавать другим, играть с ними. Вместе с тем, детям этого возраста нужна крупная по размеру, более тяжелая игрушка, которую можно успешно передвинуть, перетащить по полу, сесть на нее, прилечь (пластмассовый или деревянный конь, мягкий большой гусь). Более легкую крупную игрушку (например, надувную, изображающую птиц, домашних и диких животных, можно и поднять, и подбросить, и переложить. Хорошо, если все движения ребенок совершает в содержательной сюжетной игре: «ездит» на лошади, «кормит» ее, «поит» водой из ведра; гусь «плавает», «клюет» зерно, на нем можно отдохнуть, «переплыть» озеро и т. д.

Очень удобен для детей набор «мебель-игрушка», представляющий собой крупные, устойчивые, легкие детали. Дети могут по- разному использовать каждую деталь (куб превращают то в табурет, то в стол, то в плиту или барабан) или делать простые сооружения из нескольких деталей (диван, поезд и т. д.). Предложенные воспитателем дополнительные атрибуты побуждают детей к новым играм, движениям: флажок и звездочка, прикрепленные к бревну, превращаются в пароход, поезд; руль у сидящего на кубе ребенка помогает ему перевоплотиться в летчика или шофера.

Таким образом, игра при правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ею руководить. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанных на знании особого раздела педагогической науки — педагогики игры.

Публикации по теме:

Использование методики коллективного трудового дела в воспитательном процессе Проблема выбора необходимого метода воспитания возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие.

Использование ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе ДОУ " Использование ТРИЗ в учебно- воспитательном процессе ДОУ". Дошкольное детство- это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир,.

Консультация для родителей «Развитие математических представлений у ребенка в процессе игры» Консультация для родителей «Развитие математических представлений у ребенка в процессе игры» Одна из основных задач дошкольного образования.

Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника» "Роль игры в развитии дошкольника". «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,.

Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника. Виды игр» Чем занимаются дошкольники основную часть своей жизни? Играют во все на свете. Игра помогает им без принуждения получать новые знания, навыки,.

Консультация для родителей «Роль подвижной игры в жизни ребёнка» «Игра – это огромное светлое окно, через который духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для родителей: «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста.» Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Консультация для родителей в детском саду на тему: «Роль дидактической игры в обучении детей». Консультация для родителей в детском саду на тему: " Роль дидактической игры в обучении детей". Как известно, дидактическая игра одна из.

Консультация для воспитателей «Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада» ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском.

Любовь к детям в воспитательном процессе Януша Корчака В центре человеческих мыслей, чувств и действий всегда стояла любовь, и тема любви глубоко изучалась философией и искусством. В педагогическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль игры в воспитательном процессе»
Опубликовано: 15 января 2018 в 17:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль игры в воспитательном процессе»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Маньчева (УИ 470174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД