Роза Змановская
Формирование графомоторных навыков у дошкольников «Развитие мелкой моторики — показатель интеллектуальной готовности к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В свою очередь недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Публикация «Формирование графомоторных навыков у дошкольников „Развитие мелкой моторики — показатель интеллектуальной готовности к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Темочки
К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается дополнительной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку или карандаш.
Учитывая это обстоятельство, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
При проведении НОД с детьми раннего и младшего дошкольного возраста целесообразно использовать массаж пальцев, пальчиковую гимнастику под речевое сопровождение.
Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость.
Кроме этого, необходимо обратить особое внимание на развитие элементарных навыков самообслуживания : застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Для формирования графо-моторных навыков необходимо следующее:
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений;
- Упражнения на определение правых и левых частей тела;
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;
- Задания с условиями по выбору нужных направлений;
- Занятия по штриховке, обводка;
- Срисовывание геометрических фигур;
- Задания на зарисовку деталей, предметов;
- дорисовывание незаконченных рисунков;
-дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти;
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Этапы формирования графомоторных навыков
Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии :
~ В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.
~ В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.
~ В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
~ Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.
Следует помнить, что научить ручки «послушанию» крайне необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.