МААМ-картинки

Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с ОВЗ

Наталья Петровна Гурова
Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Владение педагогом методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития дошкольника. Необходима постоянная мотивация ребёнка, формирование у него устойчивого интереса к различным видам занятий.

Под мотивацией мы понимаем - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Специалисты в области психологии выделяют 6 видов мотивации, это:

Публикация «Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

1. Внешняя. Не связана с конкретным процессом, а обусловлена результатом. Например, ребенок учится не ради получения знаний, а ради высоких оценок, похвалы и получения других наград.

2. Внутренняя. Прямая противоположность предыдущему виду. Человека мало интересует результат, он полностью погружен в сам процесс выполнения задачи. Внутренняя мотивация может включать:

Познавательные мотивы:

Они основаны на заинтересованности в получении знаний и навыков.

Мотивация формируется в раннем возрасте и зависит от многих условий: уровень развития нервной системы, характер воспитания, обстановка в семье и т. п. Если не поддержать врожденный познавательный мотив, в будущем его потребуется восстанавливать. Поэтому полезно даже с маленькими детьми посещать выставки, экскурсии и прочие мероприятия познавательного характера.

Социальные мотивы:

Подразумевают желание ребенка быть полезным сначала в кругу семьи, а затем и в обществе. Сюда же включено стремление стать грамотным, успешным, научиться взаимодействовать с коллективом и окружающими.

Мотив избегания неудачи:

В этом случае дети делают все для того, чтобы избежать плохих отметок и неодобрительных замечаний в свой адрес. При такой мотивации именно от оценок будет зависеть то, насколько сильно ребенок будет тянуться к учебе и будет ли он это делать вообще.

Мотивация достижения:

В школьные годы, как правило, именно эта мотивация становится доминирующей. Особенно ярко она прослеживается у детей с высоким уровнем успеваемости. Им важно качественно и своевременно выполнять задания и получать соответствующее поощрение. Цель такой мотивации — стать профессионалом. Ребенок может намеренно брать в работу сложные задачи и прикладывать максимум усилий для их решения.

3. Положительная мотивация, которая базируется на положительном стимулировании. Пример положительной мотивации ребенка: «если выучу уроки, то получу сладкое и пойду на аттракционы».

4. Отрицательная мотивация, исходящая из негативных стимулов, например: «если не выучу уроки, то буду наказан».

5. Устойчивая.

6. Неустойчивая.

Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Методы мотивации дошкольников в логопедии совпадают с традиционными: словесные, наглядные, практические.

Эти методы реализуются в виде дидактических игр и игровых приёмов.

• Речевые игры и игры на развитие ВПФ (Высшие психические функции)

• Сказочные сюжеты

• Ролевые игры

• Сказочные и литературные персонажи

• Игры-путешествия, поездки, приключения

• Настольно – печатные игры

• Сюрпризные моменты

У детей с нарушениями речи снижены познавательные интересы, особенно это проявляется во время длительной отработки речевого материала. Всё это снижает интерес дошкольника к занятию. Как же мотивировать дошкольников, как поддерживать познавательную активность?

Приходится находиться в постоянном поиске. Искать новые игровые технологии, приёмы, пытаясь изменить или разнообразить старые, собирать информацию и идеи на просторах интернета, создавая, что-то своё новое, интересное для каждого ребёнка.

Не последнее место в настоящее время логопедической практике занимают информационные компьютерные технологии (ИКТ). Современные дети с рождения находятся в постоянном информационном поле современных мультимедиа. Поэтому оправдано их применение в ДОУ в коррекционной работе логопеда. ИКТ оптимизируют процесс познавательной деятельности, повышают позитивную мотивацию к коррекции речи, развивают высшие психические функции.

Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память, внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

С помощью ИКТ создаю дидактические игры в виде презентаций.

«Овощи – фрукты»

Дидактические задачи. Учить детей дифференцировать фрукты и овощи.

Игровые правила. Разложить овощи в корзину, а фрукты в тарелку.

«Что делает?»

Дидактические задачи. Активизировать глагольный словарь.

Машина - едет, гудит, светит…

Самолёт летит, взлетает, приземляется…

Теплоход плывёт, отчаливает, гудит…

«Назови части машины»

Представление о целом и его частях, названия частей машины (колесо, кабина, кузов, окна, двери).

Для формирования грамматического строя речи включаю в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. Таковыми являются упражнения на согласование различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение простых предложений.

«Мастерская»

Формирование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).

Ход игры: показать ребёнку изображения машин, вспомнить названия частей.

В первый раз ребёнку выдаются все детали, из которых он складывает фигуру.

Во второй раз какой – то детали недостаёт. Следует объяснение, что машины побывали в аварии и их надо отремонтировать. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть грузовик, и определить чего не хватает в изображении.

Дидактическое упражнение «Без чего?»

Формирование грамматического строя речи (употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).

Детям объясняется, что у Федоры разбилось очень много посуды.

Без чего чайник? (Чайник без носика).

Без чего чашка? (Чашка без ручки).

Без чего сахарница? (Сахарница без дна).

Без чего нож? (Нож без лезвия).

Без чего кастрюля? (Кастрюля без крышки).

Без чего вилка? (Вилка без зубцов).

«Из чего сделано?»

Задачи. Представление о материалах. Формирование умения образовывать относительные прилагательные.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть посуду и продолжить начатую вами фразу. Например: Миска сделана из дерева, она - деревянная. Стакан сделан из пластика, он - пластиковый.

«Какой сок?»

Формирование умения образовывать относительные прилагательные.

Ребенок называет фрукт и говорит, как будет называться сок (из этого фрукта). Например: «Это груша. Из неё получается грушевый сок».

«С чем пирог?»

Формирование умение образовывать относительные прилагательные.

Пирог с чем? С мясом. Значит он какой? Мясной.

«Чей, чья, чьё, чьи?»

Формирование умение образовывать притяжательные прилагательные.

Чей хвост? Лисий. Чья морда? Волчья. Чьё туловище? Заячье. Чьи рога? Сайгачьи.

Игра «Кто, где спрятался?»

Закрепление простых предлогов.

Все звери испугались и спрятались. Посмотрите внимательно и скажите, кто, где находится.

Где стоит суслик? В чём спрятался заяц? За что спрятался волк? Возле чего стоит тушканчик? Под чем лежит лиса?

«Скажи правильно»

Используется для усвоения падежных конструкций.

Например: Кого у тебя нет? У меня нет котёнка. Кому ты даёшь траву? Я даю траву козе. С кем ты играешь? Я играю со своим щенком. На ком ты поедешь кататься? Я поеду кататься на лошади. О ком ты расскажешь? Я расскажу о своёй корове.

Игры на дифференциацию звуков.

«Глухой – звонкий»

Цель: развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные.

Для наглядности использованы колокольчики с язычком и без язычка.

«Твёрдый – мягкий»

Цель: развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные. В этой игре символами твёрдости и мягкости, послужили кирпич и вата, соответственно.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов: мультимедийных презентаций, видео - уроков — предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям, что немало важно для учителя-логопеда. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению, оно должно идти параллельно и неразрывно с ним. Учебная деятельность без мотивации - для ребёнка с проблемами речи, с психическими трудностями будет неуспешной, неинтересной, а для педагога превратится в монотонную, бесполезную работу.

Позитивная мотивация к обучению в детском саду детей с нарушениями речи – это условие дальнейшего успешного обучения. «Продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи». Гленн Доман

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольниковПознавательно-исследовательская деятельность на занятиях по формированию целостной картины мира (экология) у дошкольников Дошкольники - прирожденные исследователи. Они любознательны, постоянно стремятся экспериментировать и самостоятельно находить решение в.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 18 января 2020 в 20:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование мотивации на занятиях у дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петровна Гурова (УИ 380158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД