Рудак Кристина
Консультация «Нетрадиционные формы и приемы работы с семьей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Главным в работе любого дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.
Публикация «Консультация „Нетрадиционные формы и приемы работы с семьей в детском саду“» размещена в разделах
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад –первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
Задачами детского сада являются :
1) Установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей.
2) Изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
Для этого в детском саду существуют различные формы работы с родителями – традиционные и нетрадиционные формы работы.
Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны.
Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.
Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители – взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы.
Хотелось бы поделиться теми методами и формами работ, которые в своей деятельности использую регулярно и которые эффективно себя зарекомендовали в общении с родителями.
1. Конкурсы и проекты
Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
В нашей группе сложилась хорошая традиция проведения выставок творческих работ различных тематик («Модная весна 2018», «Чудеса из ладошек», «Волшебный мир аппликации», «Цветы, цветы»). Однажды мы предложили всем родителям и тем, кто участвовал и тем, кто не смог предоставить свои работы - проголосовать. Победители получили заслуженные награды, ничья работа не осталась без внимания и особой номинации. В этом году мы хотим продолжить такую традицию и уже готовим новую выставку по теме «Осень разноцветная»
2. Интернет – конкурсы.
Многие родители настроены активно, т. к. знают, что школы сейчас приветствуют наличие у первоклассников собственного портфолио. Так в прошлом году наши родители принимали участие в конкурсе на знание сказок, творческое оформление рисунка на футболке, создавали индивидуальный дизайн иллюстрации к сказке.
3. Праздники в детском саду.
Семейный праздник в детском саду – это день, объединяющий семьи воспитанников, педагогов (воспитателей, музыкальных руководителей и др.) по случаю какого-либо события. Активное участие родители приняли в праздновании Масленицы, Дня Матери и Дня здоровья. Они были не пассивными зрителями, а наоборот, наряду с детьми – непосредственными участниками концертов.
4. Консультации в родительский уголок.
Мы разработали ряд консультаций, которые были бы интересны не только родителям, но и детям и активно привлекаем и тех, и других, к созданию их самостоятельно.
Родители совместно с детьми раскрывают тему и знакомят с ней других родителей и воспитанников.
Например, очень ярко и незабываемо для детей в прошлом году прошло у нас знакомство с темой «Где живет Дед Мороз?». Родители дома вместе с ребенком изучили эту тему, рассмотрели разные источники, литературу, фотографии. Приготовили настоящую презентацию, принесли книги и в доступной и понятной форме рассказали остальным детям, что им удалось узнать в ходе своих поисков.
5. Консультация – паровозик
Выбирается тема проекта и очередность написания распределяется на несколько семей. Первая семья начинает искать информацию по теме (сказки, фото, историю и т. д.). Передает альбом второй семье. Эта семья, в свою очередь, добавляет в этот альбом что – то интересное, чего не сообщили первые докладчики. Таким образом, альбом – консультацию, создают 4-5 семей. Работы выходят яркие, творческие и неповторимые. (Например, мы в прошлом году таким образом создали 2 альбома по темам «Игрушки народов мира» и Символы России».)
6)Создание журналов по лексическим темам.
Например, по лексическим темам «Малые фольклорные формы» и «Мой родной город» - родители собственными силами создали яркие, красочные альбомы, которые являются гордостью нашего речевого и патриотического уголков.
7) Мастер классы от родителей
Мама - парикмахер приходила к нам в гости на занятие и рассказывала о своей работе, заодно показывая детям, что именно входит в ее работу. Для мамы – опыт, для ее ребенка - гордость, а для всех остальных – радость от общения с талантливым человеком.
8) Проект долгожитель семьи
Родители рассказывали детям о предмете или игрушке, которые находятся в доме очень давно, историю их появления и т. д, а дети рассказывали об этом в группе. Мы не только работали над связью поколений, но и развивали связную речь детей, воспитывали чувство гордости за историю своей семьи.
10) «Ассоциативный ряд»
Однажды утром, наших родителей и ребят, в раздевалке ждал небольшой сюрприз. Там, на белоснежном фоне была изображена красавица – зима во всем ее снежном великолепии. А в своей царской руке она держала знак вопроса. Зима, она какая? – спросили мы ребят и родителей. Но, свои описания и чувства попросили не выражать вслух, а написать на маленьких снежинках, которые были прикреплены вокруг нашей Зимушки. 2 недели продолжался наш ассоциативный ряд. И за это время – все 70 снежинок были заполнены. (Холодная, морозная, яркая, волшебная, искрящаяся, белоснежная, звонкая, искристая, колючая, вьжная, пуховая, мечтательная и т. д.) Сколько эмоций и описаний! А сколько новых прилагательных за это время узнали дети о зиме! Ассоциативный ряд превысил все наши ожидания и стал нашей хорошей и доброй традицией.
И это лишь небольшая часть форм и приемов работы с семьей, которую ежедневно ведет каждый педагог.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.