Наталья Доронина
Доклад «Воспитание межнациональной толерантности дошкольников посредством народной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования народных игр для воспитания у дошкольников межнациональной толерантности.
Abstract. The article deals with the use of popular games for the education of children of ethnic tolerance.
Ключевые слова. Межнациональная толерантность, традиционная культура, народная культура, народные традиции, народная игра, патриотизм.
Публикация «Доклад „Воспитание межнациональной толерантности дошкольников посредством народной игры“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Key words. Interethnic tolerance, traditional culture, folk culture, folk traditions, folk game, patriotism.
В наше время все большую актуальность приобретает вопрос воспитания у детей межнациональной толерантности, так как наблюдается взаимопроникновение культур, что связано с территориальным перемещением людей разных национальностей по стране. Формы и методы воспитания у дошкольников межнациональной толерантности должны соответствовать возрастным особенностям детей, должны быть доступны и интересны детям, должны соответствовать современным требованиям образования.
Тaким срeдствoм вoспитaния межнациональной толерантности являeтcя нaроднaя игрa. Онa, кaк и любaя другaя игрa, имеет огромное значение для развития ребенка: игра несет познaвaтeльную, рaзвивaющую, рaзвлeкaющую, диaгнoстирующую, коррeктирующую и другиe вoспитaтeльные функции. Однoвременнo, являясь фенoменoм трaдициoнной культуры, oна мoжет cлужить oдним из срeдств приoбщeния дeтeй к нaрoдным трaдициям, кaк свoегo нарoда, так и других нарoдoв.
Пoдвижнaя игрa – oснoвнoй вид дeятельнoсти рeбeнкa, онa дoстaвляeт мaссу рaдoстных эмoций, oблaдaет вoспитaтельной силoй. Нaрoдные пoдвижныe игры являются трaдициoнным средствoм воспитания детей. Издaвнa в них яркo oтрaжaлись особенности того или другого народа :
- нaциoнaльныe устoи, oбрaз жизни людeй, их быт, труд;
-прeдстaвления о мужeствe, чeсти, смeлoсти;
-жeлaние oблaдaть вынoсливoстью, силoй, лoвкoстью, быстрoтoй и крaсoтoй движeний;
-прoявлять выдeржку, смeкaлку, твoрчeскую выдумку, нaхoдчивoсть, вoлю и стрeмлeние к побeдe.
Нaродные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое уважительное, заинтересованное отношение к культуре своей Родины, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности своей стране.
Знакомство с особенностями жизни других народов России также дает детям незабываемые впечатления, которые остаются на всю жизнь.
На основе вышесказанного мы решили знакомить детей с культурой народов России через народную игру. Цель нашей работы: формирование устойчивого уважительного, заинтересованного отношения к родной культуре и культуре народов других национальностей, проживающих в России; содействие укреплению и сохранению здоровья дошкольников; создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:
1. Знакомить детей с культурой, традициями русского народа через народные подвижные игры.
2. Знакомить детей с культурой, традициями народов России через народные подвижные игры.
3. Укреплять здоровье дошкольников через игровую деятельность.
Основным условием успешной работы по внедрению народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение воспитателем обширным игровым репертуаром, а также методикой руководства игрой. Работа ведется на основе календарно-тематического плана.
Месяц Знакомство с Народными играми
Сентябрь Русские народные игры
«Горелки», «Заря», «Волк и овцы»
Октябрь
Ноябрь Татарские народные игры
«Продаем горшки», «Займи место», «Тимербай», «Хлопушки»
Декабрь
Январь Якутские народные игры
«Ястреб и утки», «Перетягивание на палках»
Февраль Март Мордовские народные игры
«Раю-раю», «Круговой»
Апрель
Май Башкирские народные игры
«Юрта», «Медный пень», «Палка-кидалка»
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, мы стараемся предварительно не заучивать с детьми текст, а ввести его в ход игры неожиданно. Такой прием доставляет детям большое удовольствие и избавляет от скучного привычного знакомства с новой игрой. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают слова.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется коротко, лаконично, эмоционально. Мы даем представление о последовательности игровых действий, содержании игры, правилах игры, расположении игроков и атрибутов. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей.
При разучивании сюжетной игры, мы кратко рассказываем о сюжете игры, поясняем роль водящего, даем послушать диалог, если он имеется, и переходим к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами, которые ставит перед собой воспитатель : отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего; поощрять и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким.
Когда игра разучена и несколько раз проиграна, мы с детьми начинаем выделять особенности игры того или иного народа. Анализируя совместно с детьми народную игру, делаем вывод, что особенности жизни и труда людей зависят от разных условий: природно-климатических, географического положения и др. (в южных степных районах преобладает коневодство; на севере распространено оленеводство, рыболовство; на юге выращивают хлопок; в тайге занимаются охотой, и т. д.). Все это находит отражение в народной игре. В дальнейшем, на основе игры, мы начинаем знакомить детей с особенностями жизни людей данной национальности.
Знакомство происходит по следующему алгоритму:
- место жительства народа (находим на глобусе, выясняем особенности географического положения (горы, равнина, степь, леса и т. д);
- климатические особенности (проводим беседы, рассматриваем атлас);
- растительный и животный мир (просматриваем слайд-шоу, рассматриваем атласы животных и растений)
- быт и основной род занятий представителей народа (беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы)
- национальные костюмы и народные промыслы (выставка кукол в национальных костюмах, альбомы народных промыслов, мини-музей «Русская изба», посещение центра народных ремесел)
- народные сказки и устное народное творчество (чтение народных сказок, пословицы и поговорки народов России)
Таким образом, происходит знакомство с культурой и традициями народов России через народную игру.
Народные игры способствуют воспитанию осознанного отношения к различным явлениям жизни и ко всему окружающему. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности, насыщена социальным содержанием и отражает образ жизни того или иного народа. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает такие мысли и чувства, как симпатию и дружеское отношение к людям другой национальности. Представления детей о родном крае, особенностях искусства, быта, труда разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и творчески перерабатываются, обогащаются и затем становятся основой поведения и убеждений дошкольников.
Таким образом, народные игры в комплексе с другими формами воспитательной работы представляют собой основу начального этапа формирования межнациональной толерантности у дошкольников.
Литература:
1. Детские подвижные игры народов СССР : Пособие для воспитателя дет. Сада/Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной. – М. : Просвещение, 1998. – 239с.
2. Дошкольное воспитание. Ежемесячный методический журнал/ М: Просвещение, 1990. - №6 – с. 11-35.
3. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : Мозаика-синтез, 2013.-144с.