Наталья Бурматова
Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики
▼ Скачать + Заказать документы
Вы когда ни будь задумывались - Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры?
Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказав, что связь между музыкой и математикой существует.
Публикация «Формирование математических способностей детей средствами интеграции музыки и математики» размещена в разделах
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали бы конечным способом описания происходящего: в ладах есть определенное число ступеней, которые характеризуются определенными зависимостями и пропорциональными отношениями; ритм делит время на единицы и устанавливает между ними числовые связи; музыкальная форма основана на идее сходства и различия, тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и формируют квазигеометрические музыкальные понятия. К тому же музыка процессуальна, а математика берется описать самые разнообразные процессы в абстрактных категориях — категория производности и непроизводности, на которых построено все музыкальное формообразование, крайне математична. В математике красота и гармония ведут за собой творческую мысль так же как в музыке. В математике только то верно, что прекрасно.
Пространственная интуиция и категория движения играют огромную роль в математическом творчестве.
Композиторы часто признаются, что их метод немногим отличается от математического… О том же пишет выдающийся дирижер Эрнест Ансерме: «Между музыкой и математикой существует безусловный паралеллизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни». Он подчеркнул абстрактный, не имеющий прямых и реальных аналогов характер музыкальной и математической материи, ее обобщенность. Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью : только что упомянутый Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина… Композитор Эдисон Денисов преподавал математику в Томском университете. Выдающийся виолончелист К. Давыдов закончил физико-математический факультет, и как вспоминают современники, имел «блистательные способности к чистой и прикладной математике : в квартире его долго сохранялась модель железнодорожного моста, им изобретенного и по словам специалистов вполне достойного внимания».
В грандиозном исследовании 25000 американских школьников, занимающихся по арт-программам, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с большей вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы чем дети, музыке не учившиеся.
Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически. Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно.
Музыка облагораживает эмоционально; музыка обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей — способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Музыка со стороны психологических механизмов, ею управляющих, чрезвычайно близка базовым интеллектуальным навыкам человека, которые во многом сложились благодаря музыке и в недрах музицирования. Музыка способствует развитию социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и способным воспринимать «чужое» как «свое». Музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший : самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Широкое внедрение музыкального образования — в детском саду — позволит каждому человеку максимально раскрыть и умножить все свои способности.
А закончить я хочу словами великого математика Лейбница : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».
«Считалка»
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания о последовательности дней недели
Развивающие задачи:
• Способствовать развитию коммуникативных навыков
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность
• Воспитывать интерес к занятиям.
Гном ПОНЕДЕЛЬНИК, просто бездельник,
Жил беззаботно- пел да играл.
Он иногда уходил в старый ельник
И бестолковых ворон разгонял.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Брат его Вторник, маленький дворник
Листья в лесу метлой подметал.
Но ветер поднялся и гном испугался,
Бросил метёлку и в дом убежал.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один
Гномик среда- уходит всегда
В лес за грибами с корзиной, и вот!
Увидел малину- бросает корзину
И набивает малиной живот.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Гномик четверг воскликнул: «Ура!
Ведь жить, хорошо и жизнь хороша,
Хоть белки и мишки поели все шишки
А всё, что осталось – поделим друзья.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Кубарем катится по полю Пятница
И издаёт очень радостный смех.
Гномик из гномиков, маленький Пятница
Самый смешной и забавный из всех.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
У гнома Субботы сплошные заботы:
Случилось несчастье 125,
Пропали чудесные зимние боты,
И не в чем Субботе теперь погулять.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Мёд и варенье любил Воскресенье.
Пел беспрерывно трам-тара-рам,
Ящик печенья и банку варенья
Запросто он съедал по утрам.
ПРИПЕВ: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь
Семь, шесть, пять, четыре, три, два, один.
Игра: «Неделька»
• Закрепление у детей понятий о рабочих и выходных днях.
Дети танцуют под музыку в рабочие дни недели, в выходные замирают.
Команды: Вторник, Суббота и т. д.
Игра «Назови соседей»
• Закрепление счёта в пределах 10, уметь выделять предыдущие и последующие числа
Под музыку передаем шарик. Музыка заканчивается ребёнок называет своих соседей.
Танец: «Весёлые горошки»
• Закрепление формы, размера, цвета, счёта до 6.
Игра: «Весёлые горошки»
• Упражнять в счёте
Под музыку дети бегают вокруг стручков с горошком. С окончанием музыки необходимо взять стручок, посчитать количество горошка и встать рядом с цифрой по количеству горошка в стручке.
Кто первый с заданием справился тот и выиграл.
«Игра с хлопками»
• Упражнять в счёте
• Развивать внимание, чувство ритма
Детей разделить на 2 команды. Выиграют самые внимательные.
Под музыку разного характера «Микс» дети отхлопывают ритм столько раз, сколько показывает педагог на пальцах.
Игра «Варежки»
• Закрепление понятий о геометрических фигурах.
Детям выдаются варежки по 1 шт. ( На варежках пришиты разного цвета геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.) Необходимо найти пару и сформировать команду под названием «Круг», «Квадрат» и т. д.
Команды образуют фигуры. В центре круга стоит ребёнок – водящий и держит схему построения.
На 1 часть музыки дети просто ходят по кругу, квадрату, прямоугольнику, треугольнику.
На 2 часть музыки дети бегают. Ведущие меняют место положения.
В 3 части музыки дети бегут к своему водящему. Выиграет тот, кто сделал свою фигуру первый.
Задание можно усложнить и у ведущих поменять фигуры на другие.