Вера Зворыгина
Формирование математических представлений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Математика возникла очень и очень давно. Она, как и другие науки, развивается, обогащается, новейшими теориями преобразовывается в ответ на запросы современной жизни.
Современная компьютеризация определяет повышающуюся роль развития математической подготовки нового подрастающего поколения. В мир математики дети входят с раннего детства. Ведь ранний возраст это стартовый период жизни человека, где закладываются первоосновы мышления, интеллекта, познавательной активности.
Публикация «Формирование математических представлений у детей раннего возраста» размещена в разделах
Формирование математических представлений в раннем детстве тесно связано с развитием сенсорного опыта детей – развитие восприятия о свойствах предмета : форма, величина, ориентировка в пространстве и т. п. Именно ранний возраст благоприятен для совершенствования работы органов чувств и накапливания представлений об окружающем их мире.
Условия необходимые для успешного освоения математического материала, возникают не сразу, они формируются постепенно. Нужно особенно подчеркнуть значение, которое имеет для формирования математических представлений такого вида деятельности, как игра. Игра один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Высоко оценивая значение игры, В. А Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[4].
В результате игровой деятельности формируются и совершенствуются память, мышление, внимание, развивается коммуникативная деятельность.
Включение дошкольника в разносторонний игровой процесс, который способен удовлетворить его духовные запросы и потребности, реализовать индивидуальные наклонности, важно при обучении детей математике.
Наиболее лучшей формой обучения формированию математических представлений – дидактическая игра, где задания даются в игровой форме. Играя, ребенок видит свой результат, что вызывает чувство радости.
При освоении первых представлений о форме и величине обращаем внимание на размер предметов. Например, показывая маленькую матрешку, передаю её в руки ребенка с проговариванием «Маленькая матрешка». После того как ребенок её исследовал, передаю ему большую матрешку с проговариванием «Это большая матрешка». Потом ставим обе матрешки на стол и сравниваем, а затем просим показать, где большая матрешка, а где маленькая. Чтобы дети научились различать предметы по форме : кубик и шарик, учим их сравнению – шарик катиться, а кубик нет, мешают уголки. Далее используем прием обведения предмета пальчиком ребенка. По шарику пальчик движется плавно, а по кубику бежит, раз и об уголок укололся.
Для развития представлений о форме и величине используем различные манипулятивные действия с предметами : собирание кубиков и шариков (медвеженок нес кубики и шарики зайчатам, запнулся и все рассыпал - нужна наша помощь); собирание пирамидок; составление картинки из двух пазлов; игрушки – вкладыши (матрешки, ягодки, грибочки); игры «Построим матрешек на зарядку», «Найди тех, кто меньше (больше….», «Пригласим большую (маленькую) матрешку в гости» и т. д.
В раннем возрасте накапливаем опыт восприятия ближайшего пространственного окружения. В начале, ориентировка в частях собственного тела – глаза, ушки, ноги, руки т. д., далее обращаем внимание на то что их окружает в детском саду: на участке (прогулка, приемная (раздеваются и одеваются на прогулку и домой) групповой комнате (играют, спальне (спят, туалетная (моют руки, ходят на горшочек). Пространственной ориентировке способствуют игры: «Где сидит собачка?», «Куда спрятался котенок?», «Спрячем шарик от зайки» и т. д.
В раннем возрасте формируем представление : о сезонных признаках в природе снег, мороз – зима: ручьи бегут, листочки появились – весна; и т. д. ; частей суток: утро – солнышко встает, детки идут в детский сад; день – все родители на работе, а дети в детском саду и т. д.
Для знакомства с простыми знаниями о множестве используем группы однородных игрушек, например «Соберем зайчиков» и определяем их количество словом – «много» или «Кто к нам пришел?» - определяем их количество словом – «один». С целью закрепления этих понятий используем: игрушки, пальчиковые игры, рассматривание картинок и т. д.
И все же нельзя только на базе детского сада дать полный объем знаний. Семья в воспитании ребёнка играет основную, долговременную и важнейшую роль. Только в сочетании детского сада и родителей создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Мы считаем, что, формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является одним из важных условий полноценного развития ребенка, которые служат основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения общих и математических понятий далее в детском саду и в школе.
Литература:
1. Вераксы, Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — Москва. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.