Надежда Мамедхановна
Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
I.Введение
Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических
представлений у детей младшего возраста.
1.1. Психологические особенности обучения детей элементарных
математическим представлениям через дидактическую игру.
Публикация «Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
1.2. Дидактическая игра в процессе математического развития детей младшего
дошкольного возраста.
1.3. Особенности формирования действий с предметами и
дидактическими игрушками.
1.4. Значение дидактической игры для всестороннего развития личности ребенка.
Глава II. Цели и задачи обучения детей младшего возраста РЭМП.
2.1. Этапы работы с детьми по формированию математических представлений.
2.2. Занятия – как основная форма обучения дошкольников.
Глава III.Заключение.
IY.Список литературы.
«Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед
детьми, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не
может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский.
Проблема использования дидактических игр в процессе формирования
математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее
время очень актуальна.
Актуальность данной проблемы обуславливается, прежде всего, тем, что
математические представления активно влияют на формирование умственных
действий.
Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть
навыками счета, измерения, т. е. приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педагога игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей.
Дидактическая игра как средство развития математических
представлений у детей младшего возраста.
1.1. Психологические особенности обучения детей младшего возраста
ЭМП через дидактическую игру.
Два - три года – возраст начала накопления ребенком первых математических представлений. Этот опыт выражен в умениях раскладывать, прикладывать, накладывать, вставлять предметы. Дети активно пользуются этими действиями в разных ситуациях. Воспитатель стимулирует название детьми
свойств предметов, простых действий с ними, отношений предметов. Воспитатель должен способствовать овладению ребенком средствами и способами познания в разных видах содержательной детской деятельности. Организуя образовательный процесс с младшими дошкольниками, воспитатель обращается в первую очередь к эмоциям и чувствам ребенка.
Младший возраст – этап детского познавательного развития, суть которого –чувственное постижение истины – можно условно сформулировать в виде восторженного возгласа: «Как много вокруг меня интересного!». Организуя дидактические игры, которые способствуют развитию ЭМП, нужно учитывать особенности младшего возраста :
• Игра должна соответствовать жизненному опыту детей, способствовать развитию активности.
• Дидактические игры и упражнения с маленькими детьми должны быть направлены на развитие внимания, памяти, речи, мышления, эмоциональной
действовать успешно и результативно.
• Дидактические игры и упражнения должны поддерживать интерес ребенка к совместной с взрослым деятельности. В 2-3 года у ребенка наиболее ярко проявляется стремление делать что-то вместе взрослым, он начинает осознавать, что совместная игра ведет к более успешному результату, сопровождается интересным общением: «Давай делать вместе с тобой».
1.2. Дидактические игры в процессе математического развития детей младшего возраста.
Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложноеДидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми. Взаимоотношения между взрослыми и детьми определяются не учебной ситуацией (воспитатель
учит, дети учатся у него, а игрой, тем, что воспитатель и дети, прежде всего, участники одной игры. Для РЭМП у младших дошкольников часто используют игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами : подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.
материалы даются разных цветов, положения пространстве (различные геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различать величину, но и подсказывает нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала, дает детям возможность контролировать себя. Например, вкладывая геометрические фигуры в ящик с соответствующими отверстиями, ребенок сам заметит ошибку потому, что квадрат не входит в круглое отверстие или что в маленький куб не входит куб большого размера. Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином действии – основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практических усилий. В этих условиях тот материал, с которым действуют дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в
осуществлении задач сенсорного воспитания. Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибочками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально создаются для развития ЭМП детей, для упражнения в различении величины,
формы, цвета и т. д. ; имеют такое же автодидактическое, самообучающее начало.
Их конструкция направляет детей на нужные действия, а в случае ошибки
помогает заметить ее. Если ребенок, например, умеет различать части игрушки-
вкладыша по величине или цвету, правильно подбирает детали, то достигает
нужного результата – получает целую игрушку.
Но между упражнениями с дидактическим материалом и играми с
дидактическими игрушками есть существенное различие, позволяющее одни и те
действия (вкладывать, раскладывать, разбирать, собирать и т. д.) считать
практическими или игровыми.
Дидактическая игрушка сюжетна, образна, передает образ человека (матрешка)
или предмета (грибок, яичко). Обладание яркой и динамичной
игрушкой всегда радует детей, вызывает положительные эмоции, позволяет
упражняться, играя, в процессе осуществления игрового действия, пусть очень
элементарного.
Мы рассмотрели особенности дидактической игры как игровой формы обучения и
дидактических упражнений, имеющих значительное своеобразие в характере
обучающего воздействия.
Это позволяет совершенствовать занятия в целом, так как важные задачи по
закреплению и формированию ЭМП могут быть осуществлены в дидактических
играх и упражнениях.
Какие же функции могут выполнять дидактические игры, когда они включаются в
дидактически организованную систему детского сада в соответствии с общим
ходом РЭМП.
Прежде всего, им принадлежит серьезная учебная функция, направленная на
организацию и дальнейшее совершенствование РЭМП детей, а также на
формирование у них обобщенных представлений и способов действий.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность :
1 Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в
их узнавании и различении;
2 Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их
характерных свойств (формы, цвета, величины и др.);ориентироваться не только
по внешнему виду, но и по словесному описанию;
3 Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
4 Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися
мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими
фигурами, их окраску с основными цветами и т. д.)
Таким образом, РЭМП включает большое количество взаимосвязанных задач. И
специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к
обучению на занятиях.
1.3. Особенности формирования действий с предметами и
дидактическими игрушками.
На третьем году жизни, на занятиях и в самостоятельной деятельности малышей
используется 5 видов дидактических игрушек :
•
Для нанизывания (различные пирамидки);
• Объемные геометрические;
• Для вкладывания и выкладывания (полые различной формы : конусы, кубы,
цилиндры);
• Сборно-разборные трехместные (матрешки, бочата, яйца и т. д)
• Предметы и игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку.
Рассмотрим их применительно к действиям детей третьего года жизни.
Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки,
кольца, шары, кубы и т. п.). Дети осваивают сбор пирамидки из объемных
геометрических фигур со сквозным отверстием (шаров, кубов и пр.) осуществляя
выбор из 3 величин – большой, поменьше, маленький. Малыш учится переносить
усвоенные знания в аналогичную ситуацию.
От 2,5 до 3 лет дети уже умеют собирать пирамиды путем чередования деталей по
цвету, форме или величине, т. е. действуют в определенной системе,
целенаправленно – вначале по показу воспитателя, а затем по его инструкции,
удерживая цель в памяти. После 2,5 лет ребенок уже хорошо понимает указания
взрослого, его можно побуждать действовать только по словесной инструкции,
развивая умение мысленно предвидеть результат и способы его достижения.
При систематических упражнениях ребенок
учится действовать в плане образа, проявляя способность к моделированию
различных конструкций не только по словесному указанию, но и по графическому
изображению: по рисунку составить несложную пирамидку (например, из
одноцветных одинаковых по размеру деталей).
На третьем году занятия с объемными геометрическими фигурами (шарами,
кубами и пр.) усложняется за счет выполнения действий, требующих более тонкой
зрительной дифференцировки. Дети в возрасте 2-2,5 лет уже вкладывают в
занимательную коробку предметы, одинаковые по форме, в трех величинных
соотношениях: большой, поменьше, маленький. От 2,5 до 3 лет они обучаются
проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме.
К 3 годам малыш научается чередовать детали согласно словесной инструкции
воспитателя, т. е. по несложной программе в определенной системе (например,
занятие «Цирковые собачки» и т. п.)
Усложняются и занятия с геометрическими фигурами-вкладышами. В 2-2,5 года
дети могут составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей.
Им предлагаются предметы-вкладыши : кубы, конусы, цилиндры. В 2,5-3 года дети
могут собирать конструкции из 2-3 кубов или цилиндров разной величины и
одного цвета или чередовать по цвету, а затем по цвету и величине. т. п.
В системе обучения детей третьего года жизни имеются изменения, связанные с
усложнением не только программного материала, но и методов обучения. Если на
втором году применялись в основном наглядные методы, рассчитанные на
понимание процесса действий и активное подражание, то на третьем году жизни
ребята учатся действовать по словесной инструкции и в отдельных случаях по
представлению.
Педагогу всегда следует помнить, что задания не должны быть для ребенка
слишком легкими; посильная трудность повышает его интерес и
работоспособность. Только в этом случае обучение будет развивающим.
1.4. Значение дидактической игры для всестороннего развития
личности ребенка младшего возраста.
Дидактическая игра является для ребенка младшего возраста наиболее
подходящей формой обучения. Дидактические игры и занятия очень важны для
умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка
вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного
развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им
показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких
детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные
действия, связанные слова.
Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей
внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих
возможностей делать то, что от них требуется.
Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих предметах их
предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и
активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в
программу дидактических игр и занятий. Дети постепенно учатся собирать и
разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные
сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным
молоточком.
Таким образом, роль дидактических игр и занятий в умственном развитии детей
несомненна.
Дидактические игры и занятия имеют определенное значение в нравственном
воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде
сверстников, что в начале дается не легко. Сначала ребенок учится делать что-то
рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не
отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности:
вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т. д.
Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребенка, радость общих
переживаний.
Во время занятий формируется некоторая сдержанность, организованность,
целенаправленность поведения, достижение результата вызывает
радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой,
картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно
формировать первые отношения к окружающему.
Очень важно помнить, что занятия должны создать у детей хорошее настроение,
вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему
достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата,
радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта
радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и
имеет большое значение для дальнейшего развития.
Глава 2 Цели и задачи обучения детей младшего возраста РЭМП.
Цель моей работы – формирование РЭМП через дидактическую игру.
Мне необходимо было организовать разнообразную, интересную деятельность,
направленную на сенсорное развитие.
Задачи.
1 Учить определять цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур
путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.
2 Учить выделять и выбирать предметы с заданными свойствами из 2 – 4
разных предметов.
3 Развивать умение понимать и использовать в речи слова – название
величины, цвета, формы.
4 Учить сравнивать предметы по количеству, размеру, цвету в процессе
обследования и сопоставления.
5 Понимать и использовать в речи слова, обозначающие отношения предметов
по количеству и размеру.
Для успешного решения поставленных задач, для организации
образовательного процесса была проведена диагностика. Дети пришли в детский
сад в сентябре-октябре – это период адаптации, период приспособления к новой
обстановке. Поэтому с каждым ребенком занятия проводились индивидуально,
что бы узнать каждого ребенка, уровень его развития, индивидуальные
особенности и установить близкие, доверительные отношения, вызвать желание
общаться. Диагностика показала, что уровень математических представлений у
детей различно :
2.1. Этапы работы с детьми по развитию элементарных математических
представлений.
Работа была пповодилась в 3 этапах
На первом этапе была поставлена задача создание предметно – развивающей
среды.
В группе созданы условия по развитию элементарных математических
представлений.
Интересы и возможности детей третьего года жизни
многообразны. Их внимание привлекает все, с чем они сталкиваются, что
находится в поле их восприятия. Поэтому, учитывая интересы детей и проектируя
РЭМП, сенсорных способностей, в группе создана привлекательная предметно-
игровая среда. В группе удобно расположена мебель. Много занимательных игр и
пособий, Есть настенные многофункциональные панно, привлекающие внимание
детей и вызывающие желание действовать. Ассортимент игр, игровых материалов
постоянно обновляется. Игры и пособия располагаются в шкафах, на детских
столах, на полу, доступны для восприятия и использования. Игровые материалы
очень разнообразны – матрешки, пирамидки, мозаики, конструкторы.
Дидактические игры в повседневной детской деятельности, так же очень
разнообразны:
«Что в чудесном мешочке?»
«Принеси и покажи»
«Цветные пирамидки»
«Что нам принес мишутка?»
«Разноцветные ленточки»
«Один – много»
«Найди такой же» и другие.
Привлекательная среда, организация дидактических игр и дидактических
упражнений способствует развитию активности при выполнении действий по
подбору предметов;
Дидактические игры и упражнения направлены на развитие памяти, внимания,
речи и мышления, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, стремления
действовать успешно и результативно, по-своему.
На 2 этапе работы мной была поставлена задача по развитию элементарных
математических представлений
Основной формой обучения детей младшего возраста является занятие. Процесс
познания осуществляется в естественной повседневной обстановке, на занятиях.
Каждое занятие - игра составлено из трех разной степени подвижности и
насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательна на развитие
мыслительной деятельности: сравнивать, обобщать,осваивать практические
способы группировки, воссоздания и т. д.
На занятиях по формированию ЭМП младшие дошкольники учатся :
•Усваивать обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, мебель) и
группировать предметы по функциональному назначению;
•Сравнивать знакомые предметы между собой (например платья разного
цвета, находить сходства и различия, выделять характерные особенности;
•Свободно подбирать предметы по тождеству (находит такой же, пару);
•Уметь использовать предметы-орудия (черпачки, сачки для выуживания
плавающих предметов);
•Обследовать новые предметы, выделяя их форму, цвет, величину, развивая
координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков
пальцев;
•Выполнять действия с ориентацией на два свойства предмета одновременно
(собирание разноцветных пирамидок из 4-5 колец, трехместной матрешки с
совмещением рисунка на ее частях, узнавать разнообразные способы
использования предметов;
•Различать основные формы деталей строительного материала («кубик»,
«кирпичик» и т. д., знакомиться с вариантами их расположения на
плоскости.
•Учиться сооружать элементарные постройки по образцу (поезд, башня,
понимать пространственные соотношения (дальше, ближе, сзади, спереди,
сверху, внизу);
•Знакомиться с детским пластмассовым конструктором, совместно со
взрослым конструировать простейшие модели (домик, машина);
•Начинать раскладывать предметы по убывающей величине, закреплять
понимание слов, обозначающих различные сравнительные величины
предметов («поменьше», «побольше»);
•Осваивать простейшую сериацию по принципу простого чередования двух
предметов.
На занятиях я использую дидактические игрушки и строительные материалы.
•Колокольчики, бубен, дудка, барабан;
•Матрешки;
•Формочки от киндер-сюрпризов;
•Пирамидки разного размера и цвета;
•Шарики разного размера и цвета;
•Мячи;
•Квадратные и круглые формочки – вкладыши;
•Строительный набор;
•Набор для игр с песком (ведра, совочки, формочки);
•Наборы для игр с водой (ведра, бутылочки, ковшики, черпачки, лейки);
•Наборы пуговиц, ленточек, шнурков разного размера и цвета;
•Корзинки;
•Игрушки для транспортировки (тележки, машины, паровоз с вагончиками,
самолетики, лодки).
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно -
образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на
восприятие или представление.
Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
Используемые методы в работе :
1. Игровые методы
2. Наглядные методы
3. Чтение художественной литературы.
4. Беседы
5. Практические методы
3 этап – работа с родителями
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала
практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится
ребенок.
Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей.
Проводила с родителями консультации и беседы, выступала на родительских
собраниях.
Проведенная
работа
показала,
что
эмоции,
вызванные
изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к
высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и
развивают горизонты сознания.
Формы работы с родителями
1. Индивидуальные беседы с каждым родителем;
«Как и чем ребенок любит играть дома»
«Изучение условий обучения и воспитания в семье».
«Изучение затруднений у родителей в вопросе РЭМП»
2. Родительское собрание
«Пополнение предметно –развивающей среды»
3. Консультации:
«Развитие РЭМП у детей третьего года жизни»
«Роль дидактических игр в развитии у детей ЭМП».
4. Сочинение на тему : «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
Заключение
Дидактическая игра является основной формой обучения детей ЭМП. У детей
развивается способность к анализу, умение сравнивать предметы. Это позволяет
решать сложные задачи на подбор,группировку, соотнесение предметов с
ориентировкой на два свойства одновременно. Дети выполняют задание меньше
опираясь на наглядность, решая часть действий в уме. Игры – занятия развивают
умственную активность ребенка, его воображение, самостоятельному поиску способов и средств решения поставленных задач.
Способы действия с предметами у детей почти автоматизированы. Поэтому главная задача игр –занятий сложные умственные действия. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания, во время занятий у ребенка выявляются важные качества, необходимые для умственного развития. Развивается сосредоточенность и способность к подражанию, любознательность.
Дети только носили
кубики, колечки. вкладыши с одного стола на другой. Складывали их в ведерки,
коробки. Часто просто разбрасывали. Но дидактическая игра действительно учит
детей всему практика это показывает. Благодаря математическим занятиям по
РЭМП, различным дидактическим играм, разнообразному и привлекательному
дидактическому материалу в группе, который находится в постоянном поле
зрения ребенка, ситуация изменилась. Проведенные срезы это показывают:
Теперь дети с удовольствием играют дидактическими игрушками,
дидактическими играми вместе с воспитателем. Дети собирают пирамиды по
цвету, форме. величине – действуют в определенной системе, целенаправленно.
Усложняются действия с геометрическими фигурами, вкладышами. Действуя со
сборно –разборными игрушками усложняется не только за счет увеличения числа
предметов, но и за счет формирования умения совмещать их по величине.
Теперь самое главное – задания для детей не должны быть легкими, посильная
трудность повышает интерес и работоспособность. Тогда процесс обучения будет
развивающим.