Елена Беляева
Формирование лингвистической компетентности учащихся начальной школы через различные стратегии письма
▼ Скачать +Заказ
Формирование лингвистической (языковой) компетентности
учащихся начальной школы через различные стратегии письма
Беляева Елена Валерьевна,
учитель начальных классов
высшей категории
КГУ «Школы-лицея «Дарын»
г. Петропавловска
Публикация «Формирование лингвистической компетентности учащихся начальной школы через различные стратегии письма» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования, и, в частности, начального образования.
Начальное образование обеспечивает обучение учащихся через усвоение основных учебных умений и навыков чтения, письма, счета, также простым навыкам учебных действий, основам воспитания и культуры речи, здорового образа жизни и личной гигиены. Цель начального образования – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого в области чтения, письма, счета, теоретического мышления, навыков самоконтроля, культуры поведения, творческих способностей, здорового образа жизни и формирования личности, национальных ценностей.
Одной из основных задачначального уровня образования является: формирование функциональной грамотности учащихся.
Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки (ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Виды функциональной грамотности, которые оцениваются в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся : грамотность чтения (казахский и русский языки, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география).
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки ее сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).
В сегодняшнем быстроменяющемся мире функциональная грамотность становится фундаментом для активного участия человека в социальной, культурной, политической и экономической сферах, также становится важным базовым фактором, влияющим на «обучение в течение всей жизни». Согласно международным программам TIMSS, PIRLS, мониторинг функциональной грамотности оценивается по трем направлениям – грамотность чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. В связи с этим, при обучении в начальной школе языку и литературе, математике и естественнонаучным предметам учителя должны в процессе выполнения упражнений, решения задач связать их с жизнью, особо обратить внимание на формирование функциональной грамотности чтения, письма, математики и естественнонаучных предметов.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы (Постановление Правительства РК № 832 от 25 июня 2012 года) определены 7 ключевых компетенций, одной из которых является лингвистическая или языковая. [1]
Языковая (лингвистическая) компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности
Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.
Письмо играет существенную роль в определении открытого общества. Первое, и, возможно, самое важное значение, письмо – это содействие в развитии критического мышления, т. к. даёт возможность записать даже самые маленькие размышления и представления, сохранить их, пересматривать и оттачивать их, восстанавливать в памяти. И второе значение – письмо даёт социальный опыт общения и коммуникации, т. к. группы учеников обмениваются опытом, возникает взаимопонимание и формируется сообщество. [2]
Таким образом, письмо, как и чтение, является важным видом коммуникативной деятельности. Особенность письма заключается «в особенности письменного языка, его психологической конструкции», как отметил академик Т. Тажибаев. Еще одна немаловажная особенность письма состоит в том, что при письменной речи собеседника рядом нет, но в то же время его присутствие доказывается письменным текстом. Поэтому в составлении письменной речи или текста, передача мысли должна быть системной, логические связи между предложениями должны быть более прочными и полными, чем в устной речи. [1]
Письменная речь – это трудный процесс, который применяется сознательно, специально и целенаправленно. Учитывая эти особенности, учителям необходимо с первого класса кропотливо и неустанно прививать навыки письма. Учащиеся должны научиться излагать свои мысли на бумаге грамотно и последовательно, другими словами, стать «мыслящими писателями».
Мне бы хотелось рассказать о системном подходе к обучению письму, письму для развития мышления.
Традиционно в школах очень мало возможности для учеников практиковать письмо по сравнению с ситуациями в реальной жизни, которая требует письма. В школах чаще всего ученики пишут на определённую тему, которая удалена от их интересов и опыта, и для аудитории, которая состоит исключительно из учителя, знающего по теме больше, чем ученик. Целью такого письма часто является демонстрация того, что знает студент по теме. Стандарты, по которым оценивают письмо, имеет мало общего ни с сообщением, ни с его практическим результатом и фокусирует внимание на правильности написания (грамотности).
Системный подход к письму практикует полную силу письменной коммуникации : ученикам должно быть разрешено писать о темах, которые они знают, писать для реальной аудитории, для определённых целей и в обстоятельствах, при которых письмо будет иметь смысл. Учителю необходимо мотивировать и направлять учащихся, чтобы письмо было более эффективным.
Преимущества системного подхода к письму : во-первых, это глубокие изменения в интеллектуальном развитии и во-вторых, улучшение в использовании языка и пополнение словарного запаса.
1) Пишущие находят свой собственный стиль письма и развивают уважение к своим мыслям и опыту.
2) Письмо ведёт к развитию мышления, т. к. пишущий записывает идею, редактирует её и получает более интересную идею на новом уровне.
3) Письмо усиливает любознательность и делает их активными наблюдателями.
4) Письмо позволяет расширить осознание коллективного опыта и исследований, а обмен опытом строит сообщество.
5) Письмо улучшает читательские способности, т. к. им предоставляется возможность «читать, как писатели».
6) Письменные ответы и другие виды письменных заданий – сильный обучающий инструмент.
7) Любой ученик может писать чудесные вещи. Когда это его идеи и опыт, которые мы ценим, письмо даёт шанс любому ученику «блеснуть» перед своими сверстниками.
Что необходимо пишущему?
1) Возможность писать регулярно, так как многие лучшие идеи приходят к нам в голову, когда мы пишем.
2) Темы, которые интересуют или вызывают любопытство.
3) Модели (образцы) – пишущие часто интересуются тем, что пишут другие.
4) Результат работы, аудитория. Некоторые люди пишут для себя – дневники, стихотворения. Но большинство пишущих хотят, чтобы их «услышали» и оценили.
5) Привычка пересматривать. «Писать – значит пересматривать», - говорят многие писатели, т. к. это даёт возможность постоянно улучшать своё письмо. Но выработать эту привычку – одна из самых трудных задач.
6) Дружеская поддержка. Даже знаменитые писатели объединятся друг с другом (Союз писателей, чтобы делиться тем, что они пишут, решать общие проблемы.
7) Возможность писать на различных предметах (математика, общественные и естественные науки и др.) и различные жанры (художественные произведения, эссе, очерки и т. д.).[2]
В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» существует ряд стратегий письма, способствующих формированию лингвистической (языковой) компетентности.
В настоящее время самая известная и распространённая стратегия письма – синквейн или пятистишье.
В переводе с французского слово «синквейн»означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Они таковы:
В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких (желательно из 4-х) слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Пятая строка – одно слово (иногда словосочетание, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
Рекомендации по использованию приёма «Синквейн»
1. Тема для синквейна должна быть по возможности эмоциональной.
2. Поощрять использование в синквейнах крылатых фраз и выражений, так как это способствует обогащению словарного запаса учащихся.
Например,
Осень
Золотая, красочная
Пришла, радует, грустит
Осень – самая красивая пора
Рыжая лиса
Творчески работающие учителя, изменяя и дополняя классические стратегии, создают новые. Так разновидностью синквейна можно считать стратегии –диаманта, даймонд, хайку, штрих.
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых -понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
1-я строчка: тема (существительное)
2-я строчка: определение (2 прилагательных)
3-я строчка: действие (3 причастия)
4-я строчка: ассоциации (4 существительных) или 2 словосочетания с главными существительными
5-я строчка: действие (3 причастия)
6-я строчка: определение (2 прилагательных)
7-я строчка: тема (существительное)
Например,
Город
Большой, современный
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Даймонд – так же состоит из 7 строк.
Алгоритм написания даймонда:
Первая и последняя строки (два существительных) - выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Третья строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Четвертая (центральная) строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
Например,
Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота
Что такое хайку?
Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определённые плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.
Алгоритм написания хайку:
1-я строчка: «Я видел» кого-то или что-то
2-я строчка: Какого?
3-я строчка: Как?
Например,
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Тоска
Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…
Ещё один вид «стихотворения» придумали учитель Сторожева Т. Ю. и её ученики. Они назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые) предложения.
Штрихи пишутся по следующим правилам:
1-я строка. 1 существительное.
2-я строка. 2 прилагательных.
3-я строка. 3 причастия.
4-я строка. 4 глагола.
5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.
Например, по теме «Весна»
Ручей
Свежий, прохладный
Звенящий, пробуждающий, зовущий
Бежит, поёт, журчит, течёт
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.
Пирамидная история- стратегия рефлексивного письма, развивает умение анализировать текст, выделять главное и оценивать, делать выводы.
Кто? Что?
2 прилагательных
3 глагола - действия
4слова-проблема, завязка
5 слов,описывающих 1-е событие
6 слов, описывающих 2-е событие
7 слов, описывающих 3-е событие
8 слов – решение проблемы, личный вывод
Например, по рассказу К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» дети составили вот такую пирамидную историю:
Ваня и дед
Добрые, внимательные
Помогают, заботятся, лечат
Пожар, смерть настигала деда
Заяц вывел деда из огня
У зайца были опалены задние лапы
Дед его вылечил и оставил у себя
Люди, берегите животных, помните – они вас могут спасти!
Для создания сюжетного текста можно использовать другой вариант:
1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, любой неодушевлённый предмет).
2. Два слова, описывающие героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
3. Три слова, описывающие место действия (страна, местность, общественные места и т. п.) или действия, которые герой выполняет постоянно
4. Четыре слова, описывающие проблему истории ( например: деньги, заблудиться, бедность).
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории).
6. Шесть слов, описывающих второе событие (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Стратегия Биопоэма – одна из стратегий рефлексивного письма.
1 строка – имя
2 строка – 3, 4 прилагательных
3 строка – 3, 4 социальные роли
4 строка – 2, 3 вещи, которые любите
5 строка – чувства, которые испытываете
6 строка – 2, 3 страха, который испытываете
7 строка – 2, 3 достижения (успеха, открытия, удача, карьера, мечта)
8 строка – 2, 3 события, которые вы бы хотели, чтобы произошли.
9 строка – гражданство
10 строка ФИО
Например,
Книга
Умная, нужная, красивая, интересная
Помощник в образовании, источник знаний
Хорошее обращение, чистоту, рассказывать, воспитывать
Удовольствие, когда меня выбирают, радость, что полезна
Плохое отношение, грязь
Художественная, научная, фантастическая, научила людей читать.
Чтобы взрослые и дети читали
Библиотека
Многоуважаемая книга
Другой алгоритм биопоэмы:
1. Имя
2. 2-3 прилагательных, характеризующих героя
3. 2-3 глагола-действия, обычно совершаемых героем
4. 2-3 истории, произошедшие с героем
5. 2-3 вещи, чего боится герой
6. 2-3 вещи, которые бы хотел испытать герой
7. Родственные и другие близкие связи
8. Профессия
9. Возраст
10. Фамилия
Другаясамая распространённая и самая эффективная стратегия письма – это эссе. Эссе (французское essai набросок) - небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего-либо, его размышления и соображения по какому-либо вопросу.
Смысл этого приё ма можно выразить следующими словами: «Япишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо назаданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявлениеиндивидуальности, дискуссионность, оригинальность решенияпроблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе послеобсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Рекомендации по использованию приема «Эссе»
1. Лучше не оценивать эссе с точки зрения грамотности, а воспринимать прием как способ развития мышления.
2. Четко обозначить время, отведенное на эту работу, и следить за регламентом.
3. Поощрять оригинальность высказываемых суждений.
Например, напиши эссе «Что для меня красивее всего» (М. Зверев «По родному краю»)
RAFT - РАФТ
Стратегия письма, направленная на формирование писательской деятельности, креативности. «Чтобы стать писателем – читайте, чтобы стать читателем - пишите».
Р - роль
А - аудитория
Ф - форма
Т - тема
Пишущий выбирает для себя роль, т. е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (аудитория) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба, обращение, заявление и др.) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.
Например, напишите обращение к людям от имени Бима (Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»)
Стратегия Письмо по кругу предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Аналогичной групповой формой письма является стратегия Круглый стол. Но в отличии от стратегии Письмо по кругу здесь работа ведётся на одном общем листе, где каждый пишущий работает своим цветом. Пишут до тех пор, пока не закончатся все идеи.
Например,
Природа - это всё, что нас окружает и не сделано руками человека, растения, животные и человек,это то, без чего не может прожить человек,люди ездят отдыхать на природу,природа даёт человеку тепло, свет, воду, воздух,от природы человек получает всё необходимое, за природой надо ухаживать, беречь её,знали бы вы, как хорошо гулять на природе.
СтратегияВокабуляр или Рассказ-предсказание на основе ключевых слов заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует. Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.
Рекомендации по работе со стратегией Рассказ – предположение на основе ключевых слов:
1. Перед тем как предлагать ребенку прием, оцените текст: интересно ли будет ребятам делать предположения, насколько предсказуемо содержание.
2. Важно дать возможность высказаться каждому желающему, тем самым повышая его интерес к выполнению задания.
3. Следить за использованием каждого ключевого слова.
Например,напиши короткий рассказ, используя «ключевые» слова: мешок гречневой крупы, воры, говорящий грач, окошко, дурашка. (М. Пришвин «Говорящий грач»)
Стратегия Перекусы. Эта стратегия письма прекрасно подходит для умственной стимуляции участников в начале урока. Положите на каждый стол предметы, касающиеся темы урока (самой причудливой формы и фактуры). Попросите участников взять по одной-две штучки и тщательно изучить их форму, фактуру, вкус, запах и т. д. Затем попросите их составить список из 8–10 прилагательных, описывающих предложенный им предмет. Когда списки будут готовы, попросите каждого выбрать из этого списка слово, которое лучше всего описывает их самих. Затем участники по очереди рассказывают группе, почему именно это слово так хорошо описывает их характер. Аналогично можно попросить записать синонимы или антонимы, глаголы, эпитеты или сравнения, и т. п.
Стратегия Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей - ребёнок делает пометки, создавая «скелет» текста:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Эта таблица помогает детям создавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Стратегия Мысли по аналогии - предложить составить текст по аналогии, это способствует оценке понимания изучаемого материала. Дети, проводя сравнения, анализируют то, что знают, и ставят задачу узнать то, что им пока неизвестно.
Одной из самых крупных и трудоёмких стратегий по письму является Конференция (или семинар) по письму. Этот семинар демонстрирует динамику как процесса письма, так и развития детей, как писателей. Основные требования для работы в классе: время, владение и демонстрация. Время для работы должно быть заранее распланировано, чтобы учащиеся могли рассчитать свои действия. Владение подразумевает возможность выбора темы для письма самим учеником. И демонстрация – это мастерская, где учитель демонстрирует каждый этап работы.
Конференция (семинар) по письмувключает :
1. Подготовку – это процесс сбора информации, исследование имеющихся идей и обобщение собственных мыслей (кластер, интервью, альтернатива, свободное письмо и др.)
2. Проектирование – написание чернового варианта: через строчку, т. к. должно быть место для вставок, не заострять внимание на правописание, чтобы не потерять «нить идеи».
3. Обзор – или собственно конференция, во время которой учащиеся обмениваются друг с другом и с учителем своими идеями, задают вопросы на уточнение, по смыслу, чтобы сделать своё письмо эффективнее.
4. Редактирование – проводится с целью исправления ошибок: грамматических, стилистических, пунктуационных, по содержанию.
5. Презентацию или публикацию – это конечный этап работы. Это может быть авторский стул, публикация книг, классная газета, литературный журнал и др.
Логическим продолжением Конференции по письму может быть Семинар
совместного редактирования – стратегия взаимного обучения и взаимного оценивания.
Автор текста (реферата, сочинения и др.) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету, которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.
ОТЧЁТ СЕМИНАРА
Имя ___ Дата ___
Название проекта ___
Партнёры по семинару ___
1. О чём мой рассказ?
2. Что понравилось в рассказе?
3. Что не понравилось в рассказе?
4. Где надо исправить (добавить детали, убрать, изменить?
___ начало ___ герои ___ сюжет
___ основа ___ конец ___ план проекта (рассказа)
ИТОГ ___
Трудно перечислить все стратегии письма, так как это процесс творческий, трудоёмкий, отнимающий много времени. Но главное условие, все эти стратегии должны быть реализованы в комплексе. Только в этом случае можно добиться высоких результатов в развитии языковой компетенции. Такой труд педагога окупается более высокой грамотностью его учеников.
Все виды предложенных стратегий решают задачу личностно-ориентированного обучения, увеличивая качество и объём работы, развивают элементарную культуру деятельности, умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку, самооценку. Это ведёт к достижению одной из центральных целей обучения – формирование языковой и лингвистической компетенции младших школьников.
Список литературы:
1. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году. Инструктивно- методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 234 с.
2. Ч. Темпл, Дж. Стилл, К. Мередит. Семинар по письму : от самовыражения к письменным аргументам. Пособие 7//Подготовлено для проекта РКМЧП. – 2000. –31 с.
3. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников : проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. №1.
4. Василевич А. П. Проблема изучения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М., 1983. 186с.
5. Кубасов, О. В. Русский язык в начальных классах. – М. : Педагогика 1990
6. Русский язык в начальных классах/ Под ред. М. С. Соловейчик и др. – М. : Академия, 1997.