Раиса Воронина
Педагогический проект «Социальное и финансовое образование учащихся начальной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Социальное и финансовое образование учащихся
1. Актуальность педагогического проекта
Публикация «Педагогический проект „Социальное и финансовое образование учащихся начальной школы“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в России, осуществляется процесс разработки и внедрения программ и стратегий формирования финансовой грамотности населения, который активно поддерживается Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития и рядом других международных организаций.
Особенностью современного этапа развития образования является его направленность на адаптацию учащихся в жизни в быстроменяющемся мире. Поэтому огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы финансовой и социальной грамотности современных детей. Когда дети уверены в себе, социально ответственны и образованы в финансовом отношении, у них появляется возможность изменить к лучшему и свою жизнь, и окружающий мир. Тогда дети в состоянии принести пользу своей семье, школе, поселку, понять, в чем заключается ценность ресурсов, как добиться осуществление своей мечты.
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что помогает реализации Федеральных государственных стандартов, стимулируя интерес учеников к знанию и обеспечивая возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы. Такое образование и призвана обеспечить реализация моего педагогического проекта. Раннее развитие финансовой грамотности младших школьников в рамках организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС позволяет в полной мере решать задачи деятельностно- компетентностного обучения школьников, научно – практического образования, воспитания, профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся.
Слово «афлатун»-арабского происхождения, оно обозначает «исследователь». Герой Афлатун сопровождает учащихся в ходе обучения, помогает им проникнуться идеей проекта и лучше изучить материал. Афлатун учит ребенка опираться на себя, чтобы стать ответственным, активным гражданином, инициатором перемен в своей собственной жизни и жизни общества.
1. Цели и задачи проекта
Целью проекта является формирование целостного представления о социальном и финансовом образовании детей, создание условий для повсеместной осведомленности о социальных и экономических правах детей.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач:
• понимание учащимися своих личностных ценностей;
• изучение этических аспектов финансов
• знакомство с Конвенцией ООН о правах и обязанностях ребенка по отношению к себе, своей семье, обществу и окружающей среде;
• понимание важности делать сбережения и умение разумно их тратить;
• применение навыков сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
2. Участники проекта
Участниками проекта являются учащиеся 1б класса, обучающиеся по
программе «Планета Знаний» и новым государственным стандартам нового поколения.
Для эффективной работы по данному проекту важна тесная связь с родителями, так как от их участия, помощи, позиции во многом зависит активность детей. Я всегда посвящала родителей моих учеников в то, что происходило на занятиях, вовлекала их в учебный процесс, проводила родительские собрания в форме деловых игр : «Деньги и дети», «Детское предпринимательство», «Экономия и экономика» и др., создавая условия для их непосредственного участия в расширении представлений детей о различных аспектах финансовой жизни семьи, поселка, страны. Этому способствовали и специальные домашние задания, при выполнении которых предполагалось обращаться за помощью к родителям: консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. А как интересно проходили обсуждения о совместных открытых мероприятиях, о подготовках и проведениях конкурсов, акций, театрализованных представлений. Многому родители научились и от детей.
3. Содержание, способ достижения и ресурсы проекта
Данный проект включает в себя два направления обучения:
понимание прав и обязанностей, позволяющее сознательно развивать свое общество, и финансовые знания и навыки, позволяющие наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы.
Занятия проводятся во внеурочной деятельности 34 часа в год, 1 раз в неделю.
Для достижения поставленной цели я использовала различные
методические приемы:
• деловые игры, тесты, викторины, миниатюры, спектакли;
• домашний разбор публикаций в прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения;
• проведение конкурсов на лучшую идею создания классной фирмы
(лучший бизнес – план);
• организация встречи с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб поселка, представителями банков;
• организация благотворительных ярмарок, акций и участие в них с целью поддержки детей, попавших в затруднительное положения, детей – инвалидов.
• мозговой штурм – способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.
• мозговая атака – (перевод с англ. яз. brain storming- «метод корзинки») - один из методов активного обучения, управления и исследования, который помогает стимулировать мозговую активность, творческий и инновационный процессы. (Организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем).
Данный проект тесно связан с такими дисциплинами, как русский язык, математика, окружающий мир, информатика, ОБЖ, ручной труд, уроки нравственности (внеурочная деятельность).
Так, в уроки математики сначала включала практико - ориентированные задачи с экономическим содержанием, затем некоторые понятия и методы, относящиеся к финансовой математике, как теоретические основы решения таких задач.
На уроках окружающего мира поднимались такие проблемы, как «Бережливость в цифрах» - бережное отношение к воде, к природе к воздуху, электричеству. Целый год длился проект «Сохраним красоту планеты Земля».
Занятия проводятся во время внеурочной деятельности – 1 час в неделю. Какие требования я предъявляла к таким занятиям? Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам. Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни. Для этого старалась проводить занятия не в форме урока;
- чётко планировала свою деятельность и деятельность учащихся;
- всегда присутствовали проблемные и поисковые ситуации;
- старалась направлять учеников на сотрудничество с учителем и
одноклассниками;
- на занятиях максимум творчества, сотрудничества и
минимум подачи готовых знаний;
- занятия здоровьесберегающие и времясберегающие;
- дети сами делали взаимооценку и самооценку, поэтому занятия
были добрыми, поучительными и очень интересными.
Проект даёт возможность выполнять задачи по воспитанию и обучению
на протяжении всего занятия, поскольку в него встроены методы
проблемного, личностно-ориентированного обучения, несколько типов
оценивания, что обеспечивает деятельность на очень высоком уровне.
Новые образовательные стандарты требуют научить ребёнка таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного
содержания. Главной особенностью проекта является воспитание и обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможностью свободно, в
полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.