Татьяна Смирнова
Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы «Традиционная тряпичная обереговая кукла. Сказочные героини»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие можно проводить с детьми разных возрастных групп, материал может сокращаться и упрощаться, если работа ведётся с младшими школьниками, или усложняться, если речь идёт о детях старшей возрастной группы.
Концепция занятия :
Формирование УУД (универсальных учебных действий) :
- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Публикация «Конспект занятия для учащихся начальной и основной школы „Традиционная тряпичная обереговая кукла, Сказочные героини“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Цели и задачи занятия :
Цель занятия : приобщение обучающихся к историко-культурным традициям родного края через знакомство с традиционной тряпичной куклой.
Задачи:
1. Учить смотреть на традиционные вещи в ином ракурсе, и, опираясь на полученные знания, создавать своё.
2. Расширить представления обучающихся о народных игрушках и истории их возникновения.
3. Совершенствовать умения работы с тканью.
4. Учить создавать образ сказочного или мифического героя, отображая особенности его внешности и присущие ему атрибуты.
Способствовать –
1. воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие местных традиций;
2. бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
3. совершенствованию диалогической речи: участвовать в беседе, выражать свою точку зрения;
4. развитию эстетического и художественного вкуса;
5. развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и выказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии;
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты,
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни посредством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
Продолжительность занятия : 40 минут.
Тип занятия : комбинированный.
Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы; практические; репродуктивный.
Оборудование и материалы:
1. Кусочки белой ткани размером 20*20 см по количеству детей.
2. Вата или другой наполнитель.
3. Нитки плотные хлопчатобумажные или льняные.
4. Ножницы.
5. Лоскуты белой и цветной ткани для платочков, юбок, фартуков.
6. Фурнитура для украшения.
7. Тряпичные куклы, в том числе и те, что создавали сами дети на предыдущих занятиях.
8. «Секретные коробочки», в которых лежать атрибуты и материалы для создания игровых кукол.
Ход занятия
I. Организационный этап:
Подготовка уч-ся к занятию. Сообщение темы и цели занятия.
Снятие эмоционального напряжения с помощью дыхательных упражнений.
Посмотрели друг на друга, улыбнулись, зарядились хорошим настроением и включились в работу.
Повторение пройденного материала.
– Мы с вами уже знакомы с традиционной тряпичной куклой. Какие они бывают? ( Ответы детей: обереги, игровые и отдарки, т. е. в знак благодарности)
- Правильно! Традиционная кукла безлика. Почему? ( Ответы детей: чтобы в неё не могли вселиться злые силы)
- Да, это так. Считалось, что если кукла безлика, то она недоступна для вселения в неё недобрых сил, а значит, безвредна для своего владельца. Куклам, особенно обереговым, придавалось большое значение. А вы можете рассказать. Как их делали? (Ответы детей)
- Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами попробуем создать нечто новое, используя уже знакомые нам приёмы изготовления тряпичной куклы.
II. Основная часть :
- Итак, у вас на столах имеется необходимый материал для создания куклы. Начинаем мы её делать с головы.
Затем руки.
Затем туловище (грудь и юбка).
И фартук.
- А теперь откройте, пожалуйста, секретные коробочки. Возьмите в руки небольшой кусочек шерсти, который там лежит, и приклейте к голове. Вот так:
Далее возьмите 3 кусочка шерсти, которые также леджат в коробочках и приклейте. Заплетите их в косу и добавте кокошник.
Кто у нас получился? ( Ответы детей: Василиса, барыня и т. п.)
А теперь распустите её волосы и посадите на метлу. Кто получился? ( Ответы детей: ведьма)
Верно! Давайте отложим метлу в сторону и поменяем нашей кукле одежду на белую и голубую. Юбку другого цвета можно привязать поверх уже имеющейся. Оберните шею куклы кусочками меха (прим. : это всё имеется в коробочках) и наденьте на неё шапку. Кто получился? ( Ответы детей: Снегурочка)
Всё правильно! Смотрите, как просто преображается наша куколка. Прежде чем приступить к самостоятельной работе, предлагаю вам вспомнить, особенности сказочных героинь. Например, у Снегурочки – это белое лицо, светлые волосы, голубой или белый костюм, отороченный мехом. А у Бабы-Яги?
( Ответы детей: горб, старая, рваная одежда, ступа, метла)
У Василисы Прекрасной?
( Ответы детей: длинная коса, кокошник, сарафан, лягушачья шкурка)
У Елены Премудрой?
( Ответы детей: длинная коса, кокошник, сарафан, волшебная книга)
III. Самостоятельная работа.
А теперь попробуйте самостоятельно преобразить нашу куколку-заготовку в героиню русских народных сказок, любую, на ваш выбор. Это может быть Хаврошечка, Снегурочка, Баба-Яга, и т. д.
Далее следует презентация детьми своих работ. Каждый показывает свою куколку, остальные пытаются отгадать, что это за персонаж. Представляющий подтверждает или опровергает предположения собеседников и немного рассказывает о своём изделии. Все куклы отправляются на выставку. Если позволяет время, можно с этими куклами поиграть, например, провести бал сказочных героев.
IV. Заключительная часть
Рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу.
У меня на стенде (стене/ доске) изображено дерево, но оно без листьев. Давайте оденем его и оценим свою работу. Вспомните, пожалуйста, весь процесс работы. Если у вас не было ошибок, и работа шла очень легко, то вы приклеиваете на дерево зелёный листочек. Если была 1-2 ошибки, и возникали трудности, то жёлтый. Если вам было очень трудно, и возникало много ошибок, то приклеиваете красный листочек.
Я вижу, что на нашем дереве большинство листочков зелёные, а значит, работа шла легко. Скажите, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что понравилось больше? Что удивило?
Вот закончился урок,
Все убрать нам нужно в срок,
Мусор быстро уберём
И все вещи соберём!
– Сейчас я прошу вас убрать свое рабочее место. (Уборка рабочих мест.)
– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!