Абросина Наталья
Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности.
Личность – это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни (В. С. Мухина)
Публикация «Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности» размещена в разделах
Когда малыш появляется на свет, хочется чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только значительно позже, в процессе размышлений о том, каким человеком он станет, начинается формирование личности.
Малыш постепенно овладевает общими, свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими - условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание получить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких – один из источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование как самоуважение. Притязание на признание – одно из самых важных человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее.
Личность рождается постепенно – в развивающемся ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше.
После того, как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока ещё не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.
Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.
Ребенок 5-6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами. Родители не должны пропускать победы ребенка над самим собой, поддерживать малыша – значит придать ему силы для самого трудного – строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки. Стремление быть самостоятельным – это для ребенка умение и желание действовать в жизни так, как подсказывает собственный опыт и усвоенные нормы поведения. Именно взрослый для ребенка эталон, носитель норм и образцов поведения. В основе появления у ребенка самостоятельности лежит демократический стиль общения с ним родителей. Это стиль равноправных по статусу отношений. Корректность, вежливость, взаимность – лучшие формы такого стиля. Умение родителей общаться с ребенком на равных, поощрение его инициативности помогает ему правильнее оценивать и усваивать социальные образцы поведения. Это придает уверенности в своих силах, дает ощущение что он уже что-то знает, что-то умеет, на что-то может повлиять.
Уже Аристотель обратил внимание на особые чувства, связывающие детей и родителей. Идея сводится к тому, что разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем. Благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.
Особо хочется обратить внимание на родительскую любовь. Она величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств. В атмосфере любви и близости удовлетворяется потребность ребенка в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения.