Ольга Винникова
Формирование личности дошкольника средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование личности дошкольника средствами физической культуры имеет характер педагогической системы, стратегической целью которой выступает воспитание творческой личности, проявляющей субъектность, а тактические задачи тесно согласуются с содержанием образования дошкольников в области физической культуры.
Управляемый характер образовательному процессу придает реализация трех его составляющих:
• воспитание у дошкольников ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности;
Публикация «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» размещена в разделах
• ориентация физического воспитания на формирование физической культуры личности;
• самореализация ребенка в двигательной деятельности.
В качестве отправной платформы формирования личности дошкольника выступают : физическая подготовленность (совокупность основных двигательных навыков, физических качеств); физкультурные знания, являющиеся условием формирования представлений ребенка о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье; мотивационно-ценностная ориентация (эмоционально-положительное отношение к занятиям физическими упражнениями).
Условиями определяющими факторами развитие физической подготовленности дошкольников, являются: вариативность образовательного процесса; учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; дозированная помощь детям, требующая от них дополнительного волевого напряжения; поисковая деятельность; анализ и самоанализ собственных действий. Усвоение детьми физкультурных знаний происходит на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя. Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствует образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения.
На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию и самоконтролю. Мотивы положительного отношения к занятиям физической культурой формируются на основе активизации эмоций ребенка, развития его высших психических функций (мышление, память, внимание, воображение и др., создания условий для проявления рефлексивного компонента самосознания, развития способности управления собой в процессе освоения ценностей физической культуры.
Педагогическая технология развития творчества дошкольников в двигательной деятельности направлена на переосмысление ребенком двигательного материала, выработку собственной стратегии поведения. Специальное построение процесса обучения творчеству ориентировано на использование детьми известных способов выполнения движений в различных ситуациях (двигательные инсценировки) и приобретение умений самостоятельно выдвигать двигательные проблемы, создавать новые двигательные решения (проблемно-двигательные ситуации и задачи). Процесс создания нового движения определяется интеллектуальной активностью ребенка, эмоциональным отношением к объекту, наличием знаний и характерных мыслительных способов (анализ, сравнение). В результате их взаимодействия появляется продукт, который обладает субъективной новизной. Основной критерий эффективности педагогической технологии – возрастание способностей ребенка к творческой самореализации в двигательной деятельности.
Цель педагогической деятельности – формирование гармонично развитой личности. Она достигается с помощью конкретизированных задач обучения – воспитание творческой личности, проявляющей субъектность. В качестве основного механизма формирования личности выступало функционирование системы физического воспитания в дошкольном учреждении, в рамках которой проектировались и создавались благоприятные условия для физического и личностного развития детей. Такими условиями явиляется: целостное видение ребенка в ситуацииях проектирования единого педагогического процесса; нахождение способов интеграции разных видов детской деятельности; вариативность образовательного пространства, обеспечивающая ребенку возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями; наличие комплекса достоверной информации о состоянии физической подготовленности, развития психических процессов у дошкольников; учет индивидуальных возможностей, потребностей, интересов каждого; организация педагогического процесса способами поддержки и сопровождения.
Средствами развития творчества является: физические упражнения, подвижные игры, двигательные инсценировки, проблемные ситуации и задачи. Они применялись как в самостоятельной двигательной деятельности детей, так и в процессе проведения физкультурных занятий. Широко используются сюжетно-игровые физкультурные занятия, построенные на материале подвижных игр, по сюжету сказки, литературного произведения. Игра особенно сюжетная, позволяет ребёнку входить в мир людей, приобретать опыт социальной ориентации, занимать позицию взрослого и обживать мир взрослых из нутрии, самовыражаться. Игра расширяет границы повседневной реальности и опыта детей, позволяет ребёнку ощущать свою социальную позицию. Цель таких занятий - раскрыть ребенку моторные характеристики собственного тела, сформировать быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, научить относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. К экспериментированию детей побуждали двигательные инсценировки (двигательная творческая экспрессия, дающие ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях; проблемно-двигательные ситуации и задачи, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий. Привлекательность сюжета двигательных инсценировок обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям создаётся своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству. При конструировании нового движения основными приемами творческого воображения выступает комбинирование и аналогизирование, при этом прием комбинирования являлся ведущим. Двигательные проблемные ситуации и задачи стимулируют развитие творческого интеллекта ребенка и его важного компонента – дивергентного мышления (Дж. Гилфорд). Многовариативность действий в одной и той же проблемной ситуации, характерная для задач дивергентного типа, создаёт благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка, даёт ему возможность постоянного совершенствования. Примеры использования в физкультурных занятиях двигательных проблемных ситуаций и задач следующие: придумать и показать движения для необычной ситуации; придумать движения на предложенную тему; придумать к движению как можно больше его аналогов; найти варианты демонстрируемому движению. Оригинальность творческого воображения закрепляется в подвижных играх, которые учат детей выдвигать новые, неожиданные задачи, устанавливать ассоциативные связи и переходить в мышлении и поведении от явления одного класса к другим.
Такая педагогическая технология требует от детей новой модели поведения – правдивости, искренности, содержательности действий, сформировала способность выстраивать свой способ решения двигательной задачи, умение проектировать, создавать, преобразовывать движение, изменять его структур. Критериями эффективности такой технологии выступает: увлеченность детей двигательной деятельностью, стремление действовать самостоятельно; готовность искать новые варианты двигательных действий, сочетать, комбинировать известные движения; способность удачно подбирать движения, воплощающие игровой образ; способность проявлять оригинальность при принятии двигательных решений. Данные показатели позволяют рассматривать двигательное творчество как фактор самореализации ребенка и как важнейшее условие становления его творческой индивидуальности.
Воспитание ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности определяется возможностью приобщения ребенка к ценностям физической культуры и самоопределения в ней. Формирование физической культуры личности было связано с заботой о поддержании в норме и совершенствовании своего физического состояния. В качестве отправной платформы формирования физической культуры личности принимается : физическая подготовленность (совокупность сформированных двигательных навыков, основных физических качеств); уровень специальной образованности (физкультурные знания); мотивационно-ценностные ориентации (эмоционально-положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями). Использование современных технологий, требующих интеллектуального и волевого напряжения, анализ и самоанализ собственных действий, поисковая деятельность, «мягкое консультирование», идущее от запросов ребенка, совершенствовали физическую подготовленность детей. Основой физкультурных знаний, позволяющих целенаправленно корректировать представления дошкольника об окружающем и за счет этого изменять свое поведение, выступили: знания и представления ребенка о своем организме, физических возможностях, физическом состоянии, правилах сохранения и укрепления здоровья; знания о физических упражнениях, их назначении, способах использования в жизни людей; знания основ личной гигиены. Формирование физкультурных знаний первоначально осуществлялось на уровне представлений. В представлениях фиксировались конкретные образцы поведения, положительные и отрицательные действия по отношению к собственному здоровью.
Наличие специальных знаний, а также связанных с ними идей и понятий способствовало образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. Воспитание мотивов положительного отношения к занятиям физическими упражнениями осуществлялось на фоне активизации эмоций ребенка. В дошкольном возрасте эмоциональные переживания успешно формируются в таком виде деятельности, как игра (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин). Использование игры и игровые упражнений, включающих имитацию действий, действия от лица «героя», мнимую, воображаемую ситуацию. Образцы, соответствующие характеру разучиваемого двигательного действия, помогают создать о нем правильное зрительное представление, побуждает повторять двигательное действие много раз, формировали положительное отношение к двигательному образу. Важным условием развития детской игры является наличие у педагога «игровой позиции». «Игровая позиция» инструктора основывается на общих принципах игры (прежде всего – самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве и др.) и предполагала овладение внутриигровым языком, выраженном в слове, жесте, мимике. Сформированная игровая позиция воспитателя (позиция «партнера», «режиссера», «соигрока») обеспечивает включение ребенка в игру, оказывает позитивное влияние на ее развитие. Усиливает желание ребенка двигаться включатся в процесс физкультурно-оздоровительной работы, заданий направленных на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия). Выполнение таких заданий перестраивает моторику ребенка, обеспечивает осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение, действовать в условиях быстро меняющейся окружающей среды.
Особым направлением педагогической деятельности выступает работа по развитию самооценки дошкольников. С этой целью используются задания, в которых существует определенная иерархия задач различной степени трудности, причем результаты их достижения (успехи и неудачи) легко определяются самими детьми. Детям предлагается: создать первоначальный образ двигательного действия; перенести двигательные навыки в новую двигательно-игровую ситуацию; соотнести характер выполнения движения с конкретной ситуацией; рассказать о том, как будет выполняться упражнение; найти отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми; сравнить свои действия с прежними собственными результатами. В старшем дошкольном возрасте на основе самооценки возникала саморегуляция собственной деятельности (контроль над своим поведением).
Основными способами формирования самоконтроля выступает: акцентированный показ двигательного действия с выделением ведущих элементов движения и контрольных точек самоконтроля; широкое использование наглядных средств обучения (рисунки, схемы); исполнение вариативных действий по образцу; обсуждение способов выполнения двигательного действия; восприятие двигательного действия в медленном темпе; выполнение двигательного действия с проговариванием ведущих элементов и точек самоконтроля; оценка действий другого, а потом своих. Самоконтроль осуществляется при участии такого важного компонента самосознания, как рефлексия. Большую роль в проявлении рефлексии играют игры физкультурной тематики. С их помощью младшие дошкольники учились узнавать движение на игровой карточке, выполнять упражнение по образцу. В старшем дошкольном возрасте дети обучаются умению выделять технические элементы движений, замечать сходство и различие в технике их выполнения, оценивать знакомое движение. При проведении развивающих игр инициатива и самостоятельность детей не ограничивается. Значимым являлось не прямое, а косвенное обучение. При косвенном обучении педагог намеренно приглушали свою субъектность в пользу ребенка. Это выступает залогом эффективного формирования его объективной самооценки.