Зайцева Анастасия Сергеевна
Формирование лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Формирование лексики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Подготовила: Зайцева Анастасия Сергеевна
учитель-дефектолог МДОУ д/с № 6 «Солнышко»
Цель консультации:
повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе формирования компонентов лексической системы языка у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Словарь – это слова (единицы речи, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Лексика включает в себя множество единиц языка, их положение в системе языка, отношения между ними.
Словарный запас – это совокупность слов, как обозначение предметов, явлений и понятий, которыми владеет человек, образующих его словарный сосав и лексику. Именно в словарном запасе человека отражается накопленный опыт познания окружающего мира.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Трудности в овладении детьми словарным запасом тормозят процесс развития связной речи и прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
Особенности развития речи детей с ЗПР:
ограниченный словарный запас;
неточность употребления слов;
чаще всего их речь носит бытовой характер;
преобладание пассивного словаря над активным;
затруднено употребление многих частей речи, особенно имён прилагательных и наречий;
также возникает затруднение в построении предложения с конкретным словом.
Работа по формированию словаря у старших дошкольников с ЗПР осуществляется в дошкольной образовательной организации в системе занятий «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи». На этих занятиях осуществляется накапливание и классифицирование понятий и представлений об окружающей природе, об обществе, а также вместе с этим происходит развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Основным методом воспитания и обучения детей с ЗПР является игровой метод, так как занятия в форме игры помогают детям упорядочивать свою деятельность, выполнять свои действия в определенном алгоритме.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение ребенком сложного программного материала. Дидактические игры и упражнения, помогают детям формировать словарь. Максимальное использование этих игр на занятиях и вне учебного времени дает отличный результат при коррекции словаря у детей с задержкой психического развития.
Игры с предметами дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.
Словесные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и СЛОВАРЬ в новых условиях.
Основные функции дидактической игры:
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические.
Игры занятия: ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и т. п.
Игры с предметами (игрушками, природным материалом)
Словесные игры
Настольно-печатные
(парные картинки, лото, домино)
Дидактические игры
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила и действия им интересны, ими усвоены.
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. У детей формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий, представление о трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи; таким образом, решается задача умственного воспитания детей с ЗПР.
Коррекционная работа проводится в соответствии со следующими направлениями:
1. Увеличение объема словаря.
Коррекционная работа по увеличению словаря строится на основе подражания, а также на основе опоры на предметы и объекты реальной действительности и на наглядный материал. Дети распознают и называют предметы и объекты.
Ознакомление с новым словом должно начинаться тогда, когда детям показывается тот или иной предмет или объект, их признаки и действия. Кроме незнакомых детям слов, могут предъявляться и знакомые слова для уточнения и закрепления их лексического значения. Обязательно предварительно нужно узнать, какое значение дети вкладывают в данное им слово, и при необходимости дополнять его.
Развитие словаря происходит на материале имен существительных, имен прилагательных и глаголов.
Особое внимание во время работы по обогащению словаря существительных уделяется овладению обобщающими понятиями, которые обозначают части речи и детали предметов, а также словам, вызывающим сложности при усвоении их детьми с ЗПР. Можно использовать игры «Определи предмет по названию его составных частей», «Где это бывает?»
Иры на обогащение словаря существительными: «Посмотри на картинки» и «Ассоциации»
Увеличение объема словаря прилагательных происходит одновременно с формированием понятий о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине, а также о свойствах предмета, на основе сравнения предметов по их признакам. Игра «Выбери лишнее»
Вначале у детей формируют связь имен прилагательных с их значениями, затем объединяют эти слова в тематические группы, тем самым расширяя словарный запас. Игра «Поведение животных»
Расширение словаря глаголов ведется в определенной последовательности: сначала закрепляются глаголы, обозначающие признаки движения, состояния человека, животных, затем увеличивается словарь глаголов по общим темам: «Исправь ошибки Незнайки?» и «Кто чем занимается?» При этом уточняются названия животных и другие существительные. Необходимо обучить детей подбирать глаголы к именам существительным.
В ходе работы по обогащению словаря имен прилагательных и глаголов необходимо постоянно закреплять их в определенном контексте (в словосочетаниях, предложениях или в тексте). Можно знакомить детей со сказками, объясняя признаки тех или иных предметов и объектов, затем задавать вопросы.
2. Формирование структуры значения слов.
С учетом закономерностей развития дошкольников с ЗПР во время работы следует уточнять денонативный компонент и формировать сигнификативный и контекстуальный компоненты значений слов.
В процессе развития понимания значений слов, дети учатся разделять эти значения, используя противопоставление, нахождение сходств и различий, проведение аналогий и т. д.
Основным этапом коррекционной работы в этом направлении является уточнение контекстуального компонента и работа над многозначностью слов.
Эта работа ведется во время закрепления контекстуальных значений имен существительных, имен прилагательных и глаголов (например, «летит время», «летит самолет»). Вначале отрабатываются общие контекстуальные значения («летит самолет», затем переносные значения словосочетаний («летит время»).
В самом начале работы над обобщающими словами необходимо выяснить, что дети знают об этом обобщающем слове, о предметах или объектах, которые включаются в него. Далее, с помощью наглядного материала, закрепляется обобщающее слово, называющее категорию предметов, и слова, обозначающие определенные предметы, входящие в эту категорию (например, классификация предметов или поиск лишних предметов с объяснением, почему они лишние).
3. Формирование лексической системности и семантических полей.
Формирование лексической системности подразумевает также формирование семантических полей по разным признакам.
Вся работа над увеличением и сужением семантических полей в большей степени зависит от мыслительной деятельности, поэтому задания, в рамках этого направления, ориентированы на развитие определенного типа отношений в наглядно-образном плане, то есть с опорой на наглядный материал. С этой целью, детям предлагается найти связь между предметами и явлениями, изображенными на иллюстрациях, вследствие чего, формируются образы и представления о предметах и объектах, соответствующие реальной действительности (например, задание на выделение ведущих признаков предметов, игра «Чьё это жилище?», задание «Сравни»). Развитие семантических полей в речевой деятельности осуществляется и без наглядной опоры. Дети устанавливают, как парадигматические, так и синтагматические связи слов (например, задание «Угадай, что это за животное?»).
По итогам такого рода упражнений, у детей формируется умение вычленять существующие образы из памяти, изменять их и вербализировать точные семантические и грамматические обобщения.
С целью уточнения и дифференциации слов и различных связей между ними необходимо проводить работу над формированием синонимических и антонимических противопоставлений. Используются задания типа: Найди слова – «приятели» (синонимы, «неприятели» (антонимы, игры «Наоборот», «Скажи иначе»
Синонимические и антонимические противопоставления могут помочь ребенку понять семантику многозначных слов.
Все вышеперечисленные направления и этапы коррекционной работы взаимодействуют между собой и способствуют организации и систематизации компонентов лексической системы языка. Это стимулирует формирование речи дошкольников, оказывает помощь в ориентировке в речевом материале. Дошкольники быстрее осуществляют поиск нужных слов, обретают способность правильно оформлять замысел высказывания, как в виде словосочетаний и предложений, так и в контексте.