Папки-передвижки

Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОО в условиях поликультурной среды

Олеся Зубкова
Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОО в условиях поликультурной среды
▼ Скачать + Заказать документы

Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления детской личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

Резкое возрастание интереса к проблеме

Публикация «Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОО в условиях поликультурной среды» размещена в разделах

межнационального общения обусловлено сегодня самой жизнью, необходимостью снятия напряженности между народами, при этом замечу, что действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала.

Этика межнационального общения – это органическая составная часть духовной жизни общества, его культуры, в частности, культуры человеческих отношений.

Культурой межнационального общения человек способен овладевать буквально с первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к внешним формам поведения. Питательной средой для нее служит уважение к человеку, когда детям еще не известно о существовании разных народов, а затем к человеку иной национальности, когда они узнают об этом. Важно, чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства.

Сегодня общество задумывается, какие же задачи должны решаться в детском саду в русле обсуждаемой темы?

На мой взгляд:

- формировать чувство симпатии к сверстникам не только своего, но и других народов,

- необходимо развивать желание дружить,

- уважительно относится к людям разных национальностей, прививать культуру межнационального общения.

Строгой границы в решении названных задач нет, поскольку они взаимосвязаны.

Важно также дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.

Решение названных задач оказывается возможным благодаря усвоению детьми определенных знаний о нескольких (четырех-пяти) народах:

- где они живут; как они трудятся;

- как выглядит жилище (предметы быта, национальные кушанья);

- на каком языке они разговаривают, особенности народного творчества (сказки, загадки и другие виды фольклора, подвижные игры,

- искусстве (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства,

- нравственных общечеловеческих качествах народа.

Формирование, углубление и развитие этих представлений происходит в различных видах деятельности: познавательной, игровой и изобразительной, на занятиях и в свободное от них время, по предложению педагога и инициативе детей.

Исходным моментом воспитания культуры межнационального общения должно стать формирование у детей позитивного эмоционального отношения к национальному многообразию населения нашей страны и всей планеты, многообразию человеческих языков: как хорошо, что нас так много и все мы такие разные. Воспитанники должны осознавать, как было бы скучно, не интересно, если бы все люди были похожи друг на друга и говорили только на одном языке.

Для успешного и эффективного процесса воспитания культуры межнационального общения у дошкольников необходимо применение различных средств.

К средствам воспитания культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОО можно отнести :

Общение; общение во время игровой и познавательной деятельности;

• Знакомство с художественной литературой, сказками, пословицами и поговорками;

• Игры с разными национальными игрушками и куклами;

• Подвижные игры разных народностей с использование национальных атрибутов;

• Поддержание интереса к произведениям музыки и искусства;

• Сотрудничество детского сада с семьями воспитанников.

Родная речь в ее материальном воплощении в произведениях устного народного творчества (сказки, малые жанры фольклора) — это та естественность, которая сопровождает ребенка с самого рождения на протяжении всей его жизни. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Сказки исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом, поскольку в них высшей ценностью признается человек. Сказка помогает решению задач морального воспитания, творческого развития.

Восприятие сказки — это содействие, когда ребенок становится на позицию героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Русские «Петушок и бобовое зернышко», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Репка», «Царевна-Лягушка»

Белорусские «Как кот зверей напугал», «Два Мороза»,

Украинские «Петушок и два мышонка», «Соломенный бычок».

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку.

Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу.

Детский фольклор-это особенная область народного творчества. В течение многих веков прибаутки, частушки, потешки, приговорки, заклички и колыбельные песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Знакомство с детским фольклором развивает у малыша интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся.

К универсальным средствам межнационального воспитания относятся народные праздники. Мир народной культуры многомерен и многообразен, он отражает ритмичность жизни и быта народа. Праздники являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии.

Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры. Исследователи народных игр отмечают, что они способствуют развитию таких качеств, как юмор, смекалка, сообразительность.

Народные игры способствуют формированию у ребенка любви к родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание, помогают освоить навыки общественного поведения.

Определяя роль и значение народных праздников и игр в межнациональном и личностном развитии детей, можно подчеркнуть, что они отражают культурно-историческое развитие данного народа, особенности мировидения народа, его взаимосвязь с экосистемой, содержат национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру, формируют исходные качества человека, сближают людей, объединяют национальные и общечеловеческие моменты.

Например, Русские народные игры: «Краски», «Гуси и волк», «Карусель», «Солнце - гори», «Ловишки», «Жмурки», «Горелки» и др.

Украинские: «Волк и козлята», «Перепелочки»

Калмыцкая народная игра “Кружиться вокруг колышка” (гас эрглген)

Азербайджанская народная игра “День и ночь” (Геджа ве гюндуз).

Татарская народная игра “Лис и курочки” (тельки хам тавыклар)

Белорусская народная игра “Мельница” (млын)

Особым средством в межнациональном воспитании детей обладает народная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Национальная игрушка обобщает обычаи, вкусы и верования народа.

Уже на ступени дошкольного детства ребенок способен усвоить те человеческие ценности, мысли, чувства, идеалы по отношению к окружающим людям, своей деятельности, которые опредмечены в народном творчестве.

Народная игрушка многофункциональна: она и средство воспитания, и средство забавы, и праздничный подарок, украшение. Народная игрушка — форма передачи духовного опыта человечества. Игры с народными игрушками побуждают детей к фантазированию, воображению, развитию интереса к национальной культуре.

Такие игрушки, как свистульки, мелкая пластика (фигурки животных, птиц, сказочные образы, куклы, опосредованно вводят ребенка в мир истории народа, своего отечества; культивируют традиционные способы взаимодействия с окружающей средой; знакомят со способами взаимодействия этнических сообществ с природой; с особенностями традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в природных и социально-культурных условиях их обитания.

Особое место среди народных игрушек занимает кукла, с которой в древности связывалась идея самой жизни. Народные куклы делились на обереги (охраняли детей от злых духов, оберегали от болезней и утрат, игровые (способствовали детскому развитию, учили установлению взаимоотношений между людьми, закладывали основы нравственных, гуманных качеств личности) и обрядовые (в символической форме знакомили с традициями, принятыми формами взаимодействия, являлись необходимым атрибутом возрастных инициаций).

Большие возможности для воспитания у детей культуры межнационального общения, обладающие огромной силой эмоционально – интеллектуального воздействия таят в себе живопись, декоративно – прикладное искусство и музыка. Детей пленяет красота картин художников, изображающих природу и жителей разных областей России, других стран, изделий народных промыслов, раскрывающих художественный вкус, богатство культуры народа. Прекрасные образы декоративно – прикладного искусства передают нравы и обычаи народов, учат понимать и любить красоту, восхищаться ею, с уважением относиться к труду народных умельцев.

Народные танцы как элемент народной культуры также имеют огромное значение в национальном и межнациональном воспитании детей. Это символический способ выражения взглядов, мировидения народа посредством движений и жестов. Танцевальное искусство в той или иной степени, форме присутствует в культуре каждого этноса, этнической группы.

Хороводы «Манечки и Ванечки», «Калинки», Танцы и пляски «Березки», «Русская пляска», «Чардаш», «Кадриль», «Белорусская полька», «Приглашение» укр. нар. Мелодия, «Пляска Петрушек» хорватсякая нар. мелодия.

Музыкальные игры «Найди себе пару» венг. Нар. мелодия, «Савка и Гришка» белор. народная песня, «Ловишки» и многое другое.

Чрезвычайно важно воспитывать детей в духе мира, объяснять им значимость, ценность дружбы. Безусловно детей-дошкольников мы только начинаем учить дружбе. С того момента, когда ребенок начинает понимать

значение слова «друг», мы учим его дорожить дружбой: «Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги», «Друзья познаются в беде», «Новых друзей наживай, а старых не забывай». Постепенно ведем ребят от понимания необходимости дружбы между детьми, взрослыми, теми и другими, людьми и природой к первоначальному осознанию важности дружбы между людьми разных национальностей, убеждаем их в этом.

При воспитании дружелюбия к сверстникам разных национальностей, в основе которого умение сочувствовать, сострадать, сорадоваться, мы учим детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание и умение помочь, защитить в случае необходимости, т. е. учим доброте – тому, без чего невозможна дружба, да и вообще истинно человеческие отношения.

Однако добрые чувства к людям иных национальностей нельзя воспитывать только путем чтения и рассказывания о дружбе народов, как бы ни были хороши и интересны художественные произведения и беседы. Уважение к человеку, культуру общения с людьми, и в первую очередь сверстниками разных национальностей, формируют с помощью доступных дошкольникам видов деятельности. Детей необходимо упражнять в проявлении добрых чувств. В процессе воспитания симпатии, дружелюбия к сверстникам и уважения к взрослым людям разных национальностей решаются и другие важные задачи. Мы приближаем детей к осознанию самоценности дружбы, учим их жить в мире и согласии, формируем общую культуру ребенка.

Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. д. Характерной чертой сюжетно – ролевой игры является увлеченность детей, эмоциональность, насыщенность, самостоятельность, активность и творчество.

Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.

В общении детей старшего дошкольного возраста, постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п.

В совместной игре дошкольники обучаются культуре межнационального общения, взаимопониманию, взаимопомощи, обучаются подчинять собственные поступки действию остальных игроков. Дошкольник начинает разбираться и осмысливать обстоятельства тех или других действий людей.

Игра инициирует развитие познавательной сферы дошкольника. Воспитывая культуру межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в игре, педагог вырабатывает и такие нравственные качества, как уважительность, деликатность, корректность, скромность, коммуникабельность, и также навыки коллективизма. Значимо прививать дошкольнику несложную культуру общения, ориентирующую его устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, уважительно обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и дожидаться; делиться игрушками, спокойно беседовать, не нарушать игры шумным вмешательством.

В среднем и старшем дошкольном возрасте реализуется цикл занятий с педагогом-психологом по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, раскрытию их творческого, нравственного потенциала, развитию навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование Я-концепции.

В связи с этим воспитание у детей культуры межнационального общения - это интегрированный процесс введения детей в мир отношений людей - представителей разных культур и формирования у дошкольников положительного отношения к человеческой личности, интереса к культурному многообразию, развития национального самосознания, стремления понять и принять друг друга.

Занятия разделены по блокам и направлено на развитие социальной компетентности ребенка, формирование отзывчивости, развитию эмоциональной сферы, умение распознавать чувства других людей.

«Я и мой мир»

«Я и мое отражение»

«Я и моя семья»

«Я и мои друзья»

«Я мальчик, я девочка».

Игры и упражнения:

«Знакомство»;

«Найди пару»; «Мы такие разные, мы такие одинаковые»

«Взаимное доверие»; «Ромашковое поле», «Зеркало», «Правила дружбы», «Возрастная последовательность»;

Беседы - «Как я выгляжу?», «Какие чувства живут в природе?», «Я хозяин своих чувств», «Что ты делаешь хорошего для близких?», «Какие правила тебе известны?»

«Будем вместе дружить».

Большое внимание уделяется формированию первичных ценностных представлений детей.

Постепенно формировать образ Я. Способствовать развитию у детей положительной самооценки, учитывая, что в этом возрасте самооценка и положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Расширять традиционные гендерные представления.

Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Учить заботиться о близких людях, вызывать чувство благодарности к родителям и близким за их любовь и заботу.

Формировать первичные представления о малой родине: напоминать детям название города (поселка, в котором они живут; обсуждать с детьми, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр. Воспитывать интерес и любовь к малой родине.

Развивать у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; Воспитывать уважительное, бережное отношение к результатам труда и творчества, своего и сверстников (рисункам, поделкам, постройкам и т. п.). Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.). Воспитывать любовь к Родине, гордость за ее достижения, героическое прошлое, уверенность в счастливом будущем.

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — большая многонациональная страна, знакомить с народными традициями и обычаями (с учетом региональных особенностей и национальностей детей группы. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.). Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о нашей Родине — России. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей, воспитывать уважение к людям разных национальностей, интерес к их культуре и обычаям.

В течении года проводятся тематические недели и дни, направленные на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, расширение представлений о государственных праздниках и событиях календаря.

«День знаний», «День наших бабушек и дедушек», «День народного единства», «День Земли», «День матери», «Мой город», «День защиты детей!», «Книжкина неделя», «Мир театра», «Моя семья», «Масленица», «Моя Родина Россия», «День рождение Дедушки Мороза», «День доброты», «Праздник Весны и труда», «День Космонавтики», «День Снеговика» и другие.

Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядом и установкам в воспитании ребенка.

Помощь родителей для достижения целей по межнациональному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они её оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

В нашем детском саду традиционными стали следующие формы работы с семьей :

1. Проектная деятельность;

2. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах;

3. Выставки совместных поделок;

4. Фотовыставки, конкурсы поделок.

5. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей (до пандемии).

6. Участие в патриотических шествиях, Всероссийских и городских акциях, челленджах, экскурсиях, мастер-классах.

Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, мастер-классы для групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, т. к. в процесс вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи.

Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в группе. В этом возрасте обогащается общение детей между собой, развиваются и усложняются их игры, взаимодействия сверстников становятся более разнообразными и содержательным. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие, направленные на формирование опыта межнационального общения.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей - необходимое условие для воспитания правильных межнациональных отношений и общения детей между собой. Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое. Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога Дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Абсалямова межнационального общения детей в поликультурной группе - Уфа : Творчество. 1997.-310с.

2. Богомолова М. И., Захарова Л. М. Межнациональное воспитание детей. - уч. пособие. - М. – 2011 г.

3. Белоцерковец Н. И. Педагогика межнационального общения. - уч. пособие. - 2008 г.

4. Короткова, Н. А. Сюжетно ролевая игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. – 2015. – №3. – С. 81 - 89.

5. Захарова, Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX начало ХХ вв. [Текст] / Л. М. Захарова. – М. : Аспект Пресс, 2013. – 164 с.

6. Суслова у детей эмоционально-положительного отношениям к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. Серия «психолого-педагогические науки». М., Прометей, 1993.-369с.

7. Суслова, Э. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» // Дошкольное воспитание№ 1. 86с.

8. Федорова, С. Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого педагогическое сопровождение [Текст] / С. Н. Федорова. – М. : Форум, 2014. – 176 с.

9. Хайруллин, Р. З. Педагогика и психология межнационального общения [Текст] / Р. З. Хайруллин. – М. : ЭконИнформ, 2012. – 218 с.

10. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 160 с

11. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) // Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С. 76с.

12. От рождения до школы. Инновационная программа ДО/Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. СКомаровой,Э. Д. Дорофеевой. - 6-е изд. ,доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2020. -368 с.

13. Ветохина А. Я. ,Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. -СПб. :"ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2011.- 192с.

https://studbooks.net/673041/psihologiya/formirovanie_kultury_mezhnatsionalnogo_obscheniya_pedagogicheskom_protsesse_usloviyah_polikulturnoy_sredy

https://logoprav.ru/o-rechi/usloviya-vospitaniya-kultury-obscheniya

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада»Консультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОО в условиях поликультурной среды
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 21:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культуры межнационального общения в педагогическом процессе ДОО в условиях поликультурной среды» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Зубкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД