Елена Краузе
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Выполнила: Е. В. Краузе, инструктор по ФК
Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности.
Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них.
Посредством специально подобранных упражнений корректируются дефекты речевого и физического развития, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.
КАКИЕ ЖЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ АУТИЗМЕ
Физкультура для детей с аутизмом решает не только чисто физические проблемы, но и:
• развивает способность к имитации (подражанию);
• стимулирует ребенка к выполнению различных инструкций;
• формирует навыки произвольной организации ребенком движений собственного тела;
• воспитывает коммуникативные навыки и способность к взаимодействию внутри коллектива.
Кроме того, с помощью правильно подобранной программы можно обучить аутичного ребенка выполнять определенные действия без посторонней помощи.
КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ К ЗАНЯТИЮ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
Чтобы ребенок не протестовал против занятий по физкультуре и с радостью занимался полезными упражнениями, обязательно надо соблюдать следующие правила:
• медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
• описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
• проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
• начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
• одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
• используйте карточки- подсказки;
• если он любит прыгать – задействуйте в комплекс упражнений больше прыжков, если любит танцевать – подключайте танцевальные движения;
• сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
Обязательно должна быть связь упражнений с речью. Звукоподражание животным, птицам, насекомым и экспрессивным слогам для обозначения действий со стороны транспорта и людей (би-би, ту-ту, иу-иу, кач-кач, ай-да, гуль-гуль, пока-пока, топ-топ, бух, ба-бах, ау и т. п.). Пригодятся любые объёмные фигурки, кукольный театр на руку или пальцы.
Единообразно и неуклонно озвучивайте рутины, которые так любят многие дети с РАС: сели на горку, начинаем отсчёт «Раз, два… Три!» — съехали. Внедрив отсчёт, замирайте перед последним словом, чтобы ребёнок продолжил.
С 5 до 7 лет — непростой период для ребёнка с РАС, так как происходит возрастное изменение в структуре игр со сверстниками. Дети окончательно переходят из параллельной игры в совместные.
Помогайте ребенку на каждом этапе его «спортивного пути», ободряйте его, ласково и ненавязчиво поправляйте неверные движения и с радостью поощряйте даже минимальные успехи.
Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует начинать с упражнений на перемещение и переход к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, я:
• начинаю обучение с коротких перемещений по прямой;
• постепенно перехожу к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др. ;
• стараюсь облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;
• формулирую задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;
• показываю и называю незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
• сопровождаю выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
• формирую у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
• стараюсь не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
• формирую ощущение собственного тела, дозирую нагрузку;
• двигаюсь вместе с ребенком, рядом с ним;
• конечно же поощряю даже малейшие успехи.
В какой-то момент обучения ребенок начинает не просто осваивать предложенные ему стимулы. У него возникает способность самостоятельно понимать и совершать новые действия.
Говоря образным языком, ему будет достаточно один или два раза показать, как закрывать дверь. После этого можно сказать, что этот навык закреплен. Судя по отзывам родителей, в большинстве случаев аутичный ребенок впоследствии начинает самостоятельно обрабатывать информацию, полученную им из окружающего мира.
Физические упражнения – это один из важнейших способов лечения аутизма, и чем раньше вы их начнете, тем лучше, т. е., если между мозгом и телом нет нормальных связей, чем раньше начнутся упражнения, тем быстрее будет, достигнут прогресс.
Руки и ноги начнут слушать команды мозга, а не жить своей жизнью, если выполнять больше физических упражнений в самом раннем возрасте, улучшается координация движений, тогда другие функции также могут быть на более высоком уровне.
Я рекомендую четыре группы упражнений:
• Ходьбу и бег
• На растяжку
• На координацию движений – особенно, когда задействованы обе руки и обе ноги
• На развитие силы мышц
Практика показывает, что врачи могут пропустить многие состояния, связанные с аутизмом. Поэтому родители и педагоги должны следить за физическим развитием ребенка и стараться помочь ему быть крепче и проворнее.
Физкультура должна стать частью жизненного уклада с раннего возраста. Прогулки быстрым шагом, растяжка, подъем небольших утяжелителей – все это доступно даже без особых затрат. Еще лучше, когда есть специальные стенки для лазания, качели и батуты.
Опираемся на самые простые и действенные инструменты:
Внедряйте следующие идеи:
1. Участвуйте в играх ребёнка с акцентом на обучении играть по очереди.
2. Всячески вдохновляйте ребёнка осваивать принцип очерёдности!
3. Развивайте ролевые игры – с разнообразными беседами и вопросами:
o К персонажам (Кто,
o К обстоятельствам (Где? Когда? Как? Что,
o К действиям (Что делает? Зачем делает).
В здоровом теле – здоровый дух. Это верно для всех без исключения людей.