Папки-передвижки

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС

Елена Краузе
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАС НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

Выполнила: Е. В. Краузе, инструктор по ФК

Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС» размещена в разделах

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности.

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них.

Посредством специально подобранных упражнений корректируются дефекты речевого и физического развития, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.

КАКИЕ ЖЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИЗКУЛЬТУРЫ ПРИ АУТИЗМЕ

Физкультура для детей с аутизмом решает не только чисто физические проблемы, но и:

• развивает способность к имитации (подражанию);

• стимулирует ребенка к выполнению различных инструкций;

формирует навыки произвольной организации ребенком движений собственного тела;

• воспитывает коммуникативные навыки и способность к взаимодействию внутри коллектива.

Кроме того, с помощью правильно подобранной программы можно обучить аутичного ребенка выполнять определенные действия без посторонней помощи.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ К ЗАНЯТИЮ ФИЗКУЛЬТУРОЙ

Чтобы ребенок не протестовал против занятий по физкультуре и с радостью занимался полезными упражнениями, обязательно надо соблюдать следующие правила:

• медленно и четко выполнять движения, комментируя их;

• описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

• проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

• начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);

• одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

• используйте карточки- подсказки;

• если он любит прыгать – задействуйте в комплекс упражнений больше прыжков, если любит танцевать – подключайте танцевальные движения;

• сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;

Обязательно должна быть связь упражнений с речью. Звукоподражание животным, птицам, насекомым и экспрессивным слогам для обозначения действий со стороны транспорта и людей (би-би, ту-ту, иу-иу, кач-кач, ай-да, гуль-гуль, пока-пока, топ-топ, бух, ба-бах, ау и т. п.). Пригодятся любые объёмные фигурки, кукольный театр на руку или пальцы.

Единообразно и неуклонно озвучивайте рутины, которые так любят многие дети с РАС: сели на горку, начинаем отсчёт «Раз, два… Три!» — съехали. Внедрив отсчёт, замирайте перед последним словом, чтобы ребёнок продолжил.

С 5 до 7 лет — непростой период для ребёнка с РАС, так как происходит возрастное изменение в структуре игр со сверстниками. Дети окончательно переходят из параллельной игры в совместные.

Помогайте ребенку на каждом этапе его «спортивного пути», ободряйте его, ласково и ненавязчиво поправляйте неверные движения и с радостью поощряйте даже минимальные успехи.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует начинать с упражнений на перемещение и переход к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, я:

• начинаю обучение с коротких перемещений по прямой;

постепенно перехожу к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др. ;

• стараюсь облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;

формулирую задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;

• показываю и называю незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;

• сопровождаю выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;

формирую у ребенка указательный жест и указательный взгляд;

• стараюсь не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;

формирую ощущение собственного тела, дозирую нагрузку;

• двигаюсь вместе с ребенком, рядом с ним;

• конечно же поощряю даже малейшие успехи.

В какой-то момент обучения ребенок начинает не просто осваивать предложенные ему стимулы. У него возникает способность самостоятельно понимать и совершать новые действия.

Говоря образным языком, ему будет достаточно один или два раза показать, как закрывать дверь. После этого можно сказать, что этот навык закреплен. Судя по отзывам родителей, в большинстве случаев аутичный ребенок впоследствии начинает самостоятельно обрабатывать информацию, полученную им из окружающего мира.

Физические упражнения – это один из важнейших способов лечения аутизма, и чем раньше вы их начнете, тем лучше, т. е., если между мозгом и телом нет нормальных связей, чем раньше начнутся упражнения, тем быстрее будет, достигнут прогресс.

Руки и ноги начнут слушать команды мозга, а не жить своей жизнью, если выполнять больше физических упражнений в самом раннем возрасте, улучшается координация движений, тогда другие функции также могут быть на более высоком уровне.

Я рекомендую четыре группы упражнений:

• Ходьбу и бег

• На растяжку

• На координацию движений – особенно, когда задействованы обе руки и обе ноги

• На развитие силы мышц

Практика показывает, что врачи могут пропустить многие состояния, связанные с аутизмом. Поэтому родители и педагоги должны следить за физическим развитием ребенка и стараться помочь ему быть крепче и проворнее.

Физкультура должна стать частью жизненного уклада с раннего возраста. Прогулки быстрым шагом, растяжка, подъем небольших утяжелителей – все это доступно даже без особых затрат. Еще лучше, когда есть специальные стенки для лазания, качели и батуты.

Опираемся на самые простые и действенные инструменты:

Внедряйте следующие идеи:

1. Участвуйте в играх ребёнка с акцентом на обучении играть по очереди.

2. Всячески вдохновляйте ребёнка осваивать принцип очерёдности!

3. Развивайте ролевые игры – с разнообразными беседами и вопросами:

o К персонажам (Кто,

o К обстоятельствам (Где? Когда? Как? Что,

o К действиям (Что делает? Зачем делает).

В здоровом теле – здоровый дух. Это верно для всех без исключения людей.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 16:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Краузе в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД