Анна Николаевна Аверьянова
Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей с миграционной историей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей с миграционной историей.
Сложности, с которыми сталкиваются дети мигрантов, включают не только языковой барьер, но и различия в нормах, традициях, системе образования. Именно в эти моменты процесс формирования коммуникативных навыков становится решающим для нормализации их интеграции и успешной социализации. Речь как основа человеческого общения является ключевым инструментом для налаживания связей с окружающими и понимания социальной реальности. Поэтому важнейшая задача педагогов и воспитателей — помочь ребенку не только овладеть языком, но и научиться использовать его в разных социальных контекстах, что будет способствовать улучшению межличностных отношений и социальной адаптации.
Не считая того, следует учесть, что дети с миграционной историей частенько сталкиваются с внутренними противоречиями, связанными с действием идентификации. Они находятся между двумя мирами – культурой своей семьи и той страной, в которую они переехали. Эти дети нередко испытывают трудности в понимании и выражении своих эмоций, что может стать причиной конфликта или социальной изоляции. Одной из задач педагогического процесса становится помощь в преодолении этих затруднений через создание комфортной, поддерживающей образовательной среды, в которой дети смогут развивать навыки эффективного общения и самовыражения.
Работа с детьми-мигрантами требует индивидуального подхода. Важно учитывать как особенности их личной истории, так и лексические и грамматические особенности языка, который они изучают. Методики, применяемые для обучения речи и коммуникации в целом, должны быть адаптированы с учетом культурных различий, а также с учетом уровня развития ребенка в его родной культуре и в процессе погружения в новую образовательную и социальную среду. Необходимо создавать условия для реального общения, которое не ограничивается формальными заданиями, но включает в себя активные практики, позволяющие детям выражать свои мысли и чувства, формулировать вопросы и отвечать на них.
Процесс формирования речевых навыков в данном контексте выходит за рамки традиционного преподавания языка. Это не только преподавание грамматики и лексики, но и развитие навыков слушания, понимания и интерпретации чужих высказываний. Дети с миграционным опытом часто сталкиваются с трудностью понимания культурных и социальных контекстов, что требует от них особых усилий при освоении языка. Например, многие выражения и слова имеют специфическое значение в зависимости от ситуации, и без учета этих нюансов общение может быть искажено, что приводит к недопониманию.
Для успешной социализации и включения в новый культурный контекст особенно важным является развитие навыков межкультурной коммуникации. Взаимодействие с детьми разных национальностей и культур помогает преодолеть стереотипы и развить толерантность, что в свою очередь способствует более естественному и гармоничному процессу интеграции. Важно, чтобы дети с миграционным опытом не чувствовали себя изолированными, а чувствовали поддержку и участие со стороны сверстников, педагогов и окружающего общества.
Также следует отметить, что создание положительного имиджа в глазах ребенка является неотъемлемой частью формирования его речевых и коммуникативных навыков. Ведь дети частенько перенимают нормы поведения и общения у взрослых. Поэтому крайне важно, чтобы взрослые подавали правильный пример, показывая открытость и уважение других культур и языков. Это помогает ребенку почувствовать себя частью социальной общности и стимулирует его
Таким образом, создание эффективной системы формирования коммуникативно-речевых навыков у детей с миграционной историей - это не только вопрос обучения языку, но и воспитанию межкультурной грамотности, толерантности и социальных навыков. Это долгий и многогранный процесс, в котором важную роль играют педагоги, родители и общество в целом. Только через комплексный подход можно гарантировать успешную адаптацию детей мигрантов в новом социокультурном контексте, что, в свою очередь, откроет им дверь в полноценное и счастливое будущее.
Список литературы
1. Горбуновой Н. И., Бойко И. "Организационно-педагогические условия формирования адаптации детей мигрантов младшего школьного возраста". КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizationsion-pedagogicheskie-usloviya-formirovania-adaptatsii-detey-migrantov-mladshego-shkolnogo-vozrasta
2. Коробцова Э. В., Налетова Н. Ю. Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов (теоретический аспект). КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/socialno-pedagogicheska-adaptatsiya-detey-migrantov-teoreticheskiy-aspekt
3. Новикова Н. Б., Типушков С. И., Борченко И. Д. "Исследование уровня сформированности коммуникативной культуры у обучающихся, в том числе детей с миграционной историей". КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-sformirovnosti-kommunikativnoy-kultury-u-obuchayuschihsya-v-tom-chisle-detey-s-migratsionnoy-i
4. Куприна Т. В. «Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения». КиберЛенинка. https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-detey-migrantov-v-shkolah-rossii-problemy-i-puti-ih-resheniya