Ксения
Формирование исследовательских умений дошкольников при изучении окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования исследовательских умений дошкольников; анализируется широкий спектр методов, средств и приемов, в том числе использование современных информационных технологий.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, исследовательский метод, окружающий мир.
Публикация «Формирование исследовательских умений дошкольников при изучении окружающего мира» размещена в разделах
На сегодняшний день формирование исследовательских умений у дошкольников является довольно актуальной темой. Актуальность проблемы определена направленностью современного образования на формирование личности, которая обладает такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению создавшихся проблем. Формирование исследовательских умений, исследовательской культуры следует начинать ещё в детском саду, потому что именно в данный период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.
Ребенок рождается исследователем, поэтому его потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшими чертами детского поведения являются: любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать. Педагог и психолог А. И. Савенков считает, что интерес к исследованию порождает должное поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [1].
Многие отечественные исследователи, такие как С. В. Абрамова, В. И. Андреев, А. В. Леонтович, А. И. Савенков, подчеркивают важность исследовательской деятельности в детском саду и начальной школе. И. В. Стрельцова, В. П. Ушачев рассматривали вопросы развития исследовательских умений у дошкольников.
По мнению П. В. Середенко, «исследовательские умения – это возможность и ее реализация выполнения совокупности операций по осуществлению интеллектуальных и эмпирических действий, составляющих исследовательскую деятельность и приводящих к новому знанию» [3, c. 39].
Давно установлено, что каждый ребёнок на начальном этапе обучения стремится к творчеству, познанию и активной деятельности. В таком аспекте исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребёнком представлений об окружающем мире. Однако объем материала, включающего задания на развитие исследовательских умений у дошкольников, очень мал.
Необходимо применять к воспитанникам исследовательский метод обучения. Сам по себе такой метод привлекает воспитанников к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи между предметами и явлениями действительности, делают выводы, познают закономерности. По мнению П. В. Середенко, его основные составляющие – выработка и постановка гипотез, выявление проблем, наблюдения, эксперименты, опыты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения [3].
Столь же значительным является диагностирование исследовательских умений дошкольников. Воспитатель, вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат и на те умения, которые прописаны во ФГОС ДОО:
1) формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире)
2) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; [4].
Исследовательскую деятельность можно организовать на разных занятиях, но курс ознакомления с окружающим миром предоставляет воспитанникам гораздо больше выбора и интереса, чем любая другая дисциплина. Использование при этом информационных технологий в учебном процессе позволяет не только повысить его эффективность, модернизировать его, мотивировать воспитанников, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка [2].
Включение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в работу воспитателя способствует увеличению доступности образования, улучшению качества обучения, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве.
Цифровые и интерактивные технологии создают условия для образования, направленного на развитие творческих способностей, доступного большинству граждан России. Но помимо технологических условий в этой сфере необходимы новые идеологические подходы, средства и методы педагогической практики, направленные на совместное творчество.
Таким образом, в процессе формирования исследовательских умений дошкольников может использоваться широкий спектр методов, средств и приемов. При этом огромное значение приобретает использование современных цифровых технологий и методов работы.
Литература
1. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду : методическое пособие / А. И. Савенков. – Самара: «Учебная литература», 2007. – 32 с.
2. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания: учебное пособие / А. И. Савенков. – Москва: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с.
3. Середенко, П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография / П. В. Середенко. – Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинского гос. ун-та, 2014. – 207 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155. – Москва: Перспектива, 2019 г. – 80 с. URL : https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ ( дата обращения: 29.03.2023).