Елена Конева
Консультация для педагогов «Формирование интереса ребёнка дошкольного возраста к книжной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В статье рассмотрено значение формирования интереса к книжной культуре, у детей на этапе дошкольного детства в современных условиях. Теоретически обоснована эффективность использования предложенных форм и методов работы в развитии интереса к книжной культуре, отвечающих их возрастным и индивидуальным особенностям. Применение интегративного подхода в образовательном процессе позволяет расширить содержание работы в формировании интереса к книжной культуре у дошкольников. Формы и методы могут успешно применяться в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова.
Сохранение книги, интерес к чтению, развитие читательского интереса, театрализация, песочная техника.
«Чтение – вот лучшее учение!»
А. С. Пушкин
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».
Я. Коменский
Ты открываешь книги – и они открывают тебе мир: вокруг и внутри.
Анна Кудашева
Сохранение интереса к книжной культуре, к чтению как процессу, имеет актуальность, как никогда. В современных условиях книга вытесняется, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Изменились сами книги. Появились новые носители информации. Читать можно и на электронных носителях, слушать аудио сказки, рассказы, стихи это во многом помогает получать информацию. В то же время, крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. И чтобы интерес был не только к красочному оформлению книги, но и желание научиться читать эти книги и понимать содержание прочитанной книги.
Известный педагог-психолог Л. С. Выготский утверждал, что бесполезно заставлять ребенка что-то делать, важно заинтересовать. Развитие интереса – это основной закон воспитания, педагог должен взаимодействовать с ребенком так, чтобы постепенно нарастал интерес к деятельности [1].
А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова считают показателем читательского интереса регулятивные процессы: сосредоточенность, внимание, малая отвлекаемость, стремление преодолеть трудности, попробовать разные ходы достижения цели. [3].
Согласно ФГОС ДО, основная образовательная программа дошкольного образования имеет образовательные направления: «Речевое развитие» включает владение речью средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Фонематического слуха; знакомство с книжной культурой. Детской литературой. Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. «Художественно-эстетическое развитие» включает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
В своей педагогической деятельности в данных направлениях использую театральную педагогику. Цель театрализованной деятельности – сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнить интересными делами, радостью творчества, освобождения от неуверенности и дать возможность погрузиться в книжную литературу.
С целью реализации театрализованной деятельности использую пособия, в которых определены основные задачи и критерии театрализованной деятельности с учетом детей всех возрастных групп дошкольного периода; разработаны этюды, обучающие детей приёмам кукловождения (настольный театр, верховые куклы на театральной ширме и др.). Представлены сценарии спектаклей и пьес, сценки для кукольного театра, игры-драматизации и эстрадные миниатюры с использованием игрушек, картинок, которые позволят педагогам приобщить детей к различным видам театра - теневому, настольному, кукольному и др. и научить ребенка легко перевоплощаться в любых героев, привить интерес к театральному искусству и творческой деятельности, книжной литературе.
Знакомство детей с различными видами кукольных театров, используя показ сказок, этюдов, приёмов кукловождения, начинается со второй младшей группы и до выпуска из детского сада. Параллельно, в каждой возрастной группе проводится обучение детей основам актёрского мастерства, где прививаются навыки, необходимых для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Со средней группы начинается работа над театрализованными играми, где дети начинают выступать перед зрителями. В старшей группе, приобретённые навыки позволяют использовать разные виды театра (кукольный, теневой, настольный, драматический). В подготовительной группе подключается режиссерская игра, ставятся спектакли с более сложными характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами.
В работе дополнительного образования, веду кружок «Маленький читатель», целью которого является развитие ребёнка дошкольного возраста как читателя, формирование у ребёнка читательских умений.
Трудно переоценить развивающий потенциал использования песочной техники, так как она непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровой среды и материала, замечательное средство для развития изобразительной деятельности, познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения, владения речью средством общения и культуры, преодоления негативных эмоциональных состояний (во время рисования или печатания букв у ребёнка есть возможность засыпать песком не получившиеся линии и заново развивать навык). Для детей создаются условия для интеграции рисования на песочных столах сказок разных литературных произведений (театрализованное шоу, затем их пересказ или предложение своей версии продолжения сказки. Так же детям предлагается использовать для сочинения сказок или рассказов игрушки, где происходит превращение их в единую систему песочной анимации. Развитие фонематических процессов и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте осуществляется по методике «Песочница», которая включает 33 сказки на каждую букву алфавита; игры на закрепление букв, на умение сливать слоги и слова; персонажи сказок в виде фигурок с буквами на воротничках, что облегчает запоминание звуков.
Так же используются различные игровые упражнения, задания по тетради, букварь, написание книг «Я не писатель, я только учусь».
Поскольку в работе используется доступный игровой материал, дети проявляют положительную эмоциональную отзывчивость и интерес.
Таким образом, данная деятельность, направленная на формирование детей дошкольного возраста интереса к книжной культуре, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов, обогащает жизненный опыт яркими художественными впечатлениями. Развивает у ребенка следующие качества, умения: познавательный интерес к чтению, театрализации (желание детей участвовать в спектаклях, в конкурсах чтецов, выбирать литературные произведения для спектакля, виды театров); читательские компетенции (умение выбрать книгу, умение говорить о содержании книги, предполагать содержание книги с опорой на иллюстрации, умение сочинять сказки, рассказы, стихи, с опорой на иллюстрацию, умение читать, понимать прочитанное - открывать мир вокруг и внутри себя.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. —М. ; Академия, 2012.
2. Знатнова И. Ю. Как научить ребенка читать. Методика «Песочница» - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
3. Гриценко З. А. 6. Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник материалов 2-ой межвузовской научно-практической конференции — М. : МГПУ, 2008.
4. Гончарова О. В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания – М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. —СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
6. Тупичкина Е. А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» - М. : АРКТИ, 2017.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)