Лебедева Галина Анатольевна
Формирование интереса ребенка к изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за деятельностью детей в группе и на занятиях, в течение многих лет я пришла к выводу, что с каждым новым набором детей, есть дети, которые не хотят рисовать, лепить, вырезать. Обычно в группе их бывает 2-3 человека, есть и пассивные ребята, которые будут заниматься изобразительной деятельностью, но только тогда, когда предложит воспитатель. И дело не в том, что им не охота а, скорее всего это страх, вызванный тем, что у них ничего не получится, над ними будут смеяться ребята, не похвалит воспитатель.
Публикация «Формирование интереса ребенка к изобразительной деятельности» размещена в разделах
Старшие дети уже хорошо усваивают нормы и правила, принятые в обществе. Среди них и положение о том, что бояться и ошибаться плохо. Следуя данному «правилу», ребенок во многих случаях вообще перестает что-то делать, мотивируя это тем, «что все равно не получится и меня будут ругать». Подобный способ поведения не дает развития личности ребенка (блокирует) деформирует ее сначала в детском, за тем и во взрослом возрасте. Такие дети очень трудно идут вперед путем проб и ошибок, они скорее выжидают правильный ответ и безошибочный способ решения поставленной задачи.
У меня в группе есть два мальчика Рома и Егор. В старшей группе их можно только уговорить что-то нарисовать. Иногда и уговоры не помогали, они играли машинами или другими игрушками; когда все остальные ребята занимались (играли, конечно, тихо, чтобы только их не трогали). Как-то я стала рассказывать, что сегодня мы будем рисовать не кисточкой, не карандашами, не фломастерами… Рома и Егор насторожились, отложили свои машинки и сами сели за столы. Я продолжала: «…мы будем рисовать свечой!» Они смотрели на меня, не отвлекаясь, и когда я закончила объяснение, они взяли кусочки свечи и начали рисовать. Они очень старались. И когда начали рассматривать работы, их работы были не хуже других. Мало того, на следующий день Рома принес мне несколько рисунков, которые старательно выполнил сам; а Егор жалостно сказал, что нет свечи, ему тоже хотелось нарисовать, (подарила ему кусочек). Это было первый раз, когда они заинтересовались и заинтересовались серьезно. И вот подходит к концу второй учебный год, ребята занимаются с удовольствием. Рука была не совсем развита, моторика была слабой, «кисточка не хотела их слушаться», пластилин не поддавался, поэтому они не хотели изобразительной деятельностью. Это была их первая победа. Необычные средства изобразительной деятельности помогли ребятам насладиться своим трудом, доказать товарищам что они тоже «молодцы», преодолеть свой страх. А когда второй раз рисовали свечой, Рома не слушал объяснения, но что-то упорно рисовал, и рисовал кисточкой. В конце занятия ребята стали показывать зимние пейзажи, красивые зимние узоры, запорошенные снегом елочки, все изображения были белыми. Рома протянул мне лист, где была нарисована елочка не белая, а зеленая и коричневый ствол, и правильно распложены ветви. Он решился взять кисточку и захотел нарисовать свой рисунок. Мне только оставалось сказать: «Кисточка подружилась с тобой, замечательная елочка».
Интерес (от латинского слова, имеет значение, важно). При наличии интереса знания усваиваются основательно, прочно.
Психологи обнаружили, что в ситуации интереса ребенок во много раз лучше видит и слышит, чем обычно». (Воспитываем интерес. А. К. Дусовицкий)
После праздника Пасхи мы с ребятами печем пряники из песочного теста, украшаем их кокосовой крошкой и разноцветной посыпкой. Фантазируя, ребята придумывают различные формы пряничков
А потом угощают сотрудников, родителей, малышей и гордятся тем, что сами это сделали. Они с нетерпением ждут следующего праздника, хотя он будет через год. Интерес настолько велик, что через год, они, не затрудняясь, отвечают, какие продукты необходимо положить в тесто (у них проявляется поразительная память) :
мука
майонез
растительное масло
«расплавить маргарин»
уксус, «который шипит вместе с содой»
сахарный песок
соль
яйца
Называют почти все. Казалось бы, читаешь какое-нибудь новое произведение, оно нравится ребятам, но через некоторое время почти половина группы не помнят каких то важных событий, имен главных героев. Почему? Потому что интерес пропал. А в этом примере они хорошо запоминают названия продуктов, форму пряников, да еще придумывают новые, дома надоедают родителям, желая повторить выпечку.
Кулинарная деятельность детей.
Мука (пробуют, говорят - безвкусно)
С помощью воспитателя замешивают тесто (пробуют, «вкуснятина»)
Лепят различные фигурки
Украшают их
Вместе относим на кухню
Пробуем румяные прянички («очень вкусно!»)
Интерес повышен еще и потому, что задействованы все анализаторы (слуховые, зрительные, обоняния и осязания). Поэтому на протяжении всего следующего года кто-нибудь да спросит «Когда будем печь пряники?» По-моему это ответ на вопрос, сумел ли воспитатель заинтересовать ребят? Они хотят это повторить. Интерес возник.
«Всестороннее развитие личности предполагает широту и разносторонность интересов, при наличии основного «стержневого». Устойчивые интересы закрепляются, становятся особенностью личности; неустойчивые интересы носят характер кратковременный. Действенными, в отличие от пассивных называются интересы, оказывающее глубокое влияние на жизнедеятельность человека, побуждающие его к систематичности и целеустремленности, действиям в определенных направлениях, активным, инициативным поискам источников удовлетворения». (Российская педагогическая энциклопедия)
Интерес формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, от его воспитания и обучения.
Особое развитие в развитии ребенка имеет познавательный интерес. Он проявляется уже на первом году жизни. Ребенок тянет ручки к красивой яркой игрушке, к предмету, издающему звуки. В развитии познавательных интересов у детей дошкольного возраста особая роль принадлежит: книгам, творческим видам деятельности, играм, телевидению. Дети есть дети, и удовлетворение им приносит, прежде всего, интересная деятельность. Дошкольник - это неугомонный «Почемучка». «Почему идет дождь? Зачем нужно поливать растения? Зачем доктор слушает больных?» Ребенок проявляет любознательность, интерес ко всему новому, непонятному. Эти и другие вопросы проявление любознательности, интереса ко всему новому непонятному. Интерес, как правило, быстро возникает и быстро исчезает, сменяется другим. К концу дошкольного детства начинают складываться устойчивые познавательные интересы. Задача воспитателя состоит в подборе посильных, интересных, достаточно разнообразных заданий, чтобы интересы не ослабевали, а развивались.