Наталья Аджиева
Игра «Что мы знаем о детской художественной литературе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы знаем о детской художественной литературе?
b]Цель:[/b] совершенствовать профессиональный уровень педагогов в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
Задачи:
- повышать уровень теоретических знаний педагогов;
- расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в воспитании личности ребенка- дошкольника;
- углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;
- знакомить с современными подходами, технологиями в области работы с детской книгой;
Публикация «Игра „Что мы знаем о детской художественной литературе?“» размещена в разделах
- вооружить практическими навыками проведения работы по данному направлению; - способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приёмов при работе с художественной литературой.
Ход игры:
Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а вам известно, из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного для вашей работы. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь определенный багаж знаний по этому направлению. Приобретением новых знаний и укреплением старых мы сегодня и займемся. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, но, думаю, что для вас это будет несложно. Желаю вам удачи!
Перед началом поделимся на команды.
Разминка
Участники выбирают карточки с содержанием или с обозначением этого содержания и должны найти друг друга и соединиться в пары, в которых будут продолжать игру.
К какому виду творчества это относится?
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота» (Небылица.)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»
(Потешка)
Солнышко, покажись, Красное, нарядись! Чтобы год от года, Давала нам погода: Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка.
(Закличка.)
Расскажу – ка я вам Про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, Да про сражения, Да про подвиги богатырские…
(Былина.)
Задание 2.
«Чудесный мешочек» Предложить командам назвать одним словом данное им определение. Участники достают карточки из мешочка, ответ дает каждый участник.
• образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)
• короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)
• основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
• вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)
• краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)
• весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз (скороговорки);
Задание 3.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе? Воспитатели берут по очереди написанные выдержки из программы. Путем обсуждений, определяют возрастную группу.
1. Слушать рассказывание или чтение небольших по объёму произведений, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. (1-ая младшая группа)
2. Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (2-ая младшая группа)
3. Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Учить оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравственные качества (добрый, злой, смелый). Учить выразительно читать стихотворения, потешки. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. (Средняя группа)
4. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. (Подготовительная к школе группа)
Задание 4
Написать детские художественные произведения, написанные А. С. Пушкиным,
И. Крыловым, русские народные сказки за 1 минуту
Задание 5.
«Составь слово из слогов и отгадай сказку»
(в форме финвордов)
Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1 команда
Кашечрохав («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
2 команда
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд (Дюймовочка)
3 команда
Дыродйом (Мойдодыр)
Гукароснеч («Снегурочка»)
4 команда
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
Задание 6 «Узнай и нарисуй»
Команды выбирают карточки с заданием, отгадывают его. Один из представителей команды со вторым направляющим с завязанными глазами изображает на листе бумаги героя литературного произведения.
Карточка 1
Принесла овсяной кашки – отвернулся он от чашки
Принесла ему редиски –
Отвернулся он от миски («Усатый – полосатый»)
Карточка 2
Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов
«Теремок»
Карточка 3. Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко
«Петушок – Золотой гребешок»
Карточка 4. Красна девица грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
«Снегурочка»
Задание 7
Блицопрос «Актуализация знаний»
Педагоги в порядке очередности листают книжку-самоделку со следующими вопросами и отвечают на них коллективно:
Вопросы
Что необходимо учитывать при выборе книги для чтения детям?
В какое время лучше всего читать детям художественную литературу?
Следует ли сочетать несколько произведений на одной НОД?
Надо ли детям объяснять незнакомые слова, если надо, то когда?
От чего зависит структура НОД по художественной литературе?
Какие литературные жанры вы знаете?
Подведение итогов деловой игры: что понравилось? Что было сложным? Что показалось интересным? Что можно взять в работу с детьми?
Используемая литература.
Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Новосибирск, 2000.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/под ред. Н. Е. Внракса, Т. С. Комаровой. -Мозаика – синтез, 2014
Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т. Д. Зинкевич – Евстимгнеевой. СПб., 2000.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста. Харьков, 2000.