Папки-передвижки

Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.

Колпакова Наталья
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Колпакова Н. Б. воспитатель МБДОУ ДС №390 г. Челябинска

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Денни Дидро

Привить ребёнку вкус к чтению –

лучший подарок, который мы можем ему сделать.

С. Лупан.

Когда мне было 6 лет, я очень хотела побыстрее научиться читать. Родители всегда читали нам с сестрой. Не проходило ни дня без чтения. Но мне всё равно его не хватало. Я мечтала о том, как сама окунусь в волшебный мир литературы, окажусь рядом с героями сказок и рассказов и ни кто не скажет: «На сегодня хватит».

Публикация «Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

К сожалению, в настоящее время не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к книге. Читающих людей становится всё меньше. В лучшем случае мама почитает малышу перед сном несколько минут. Взрослые всегда заняты или устали. Родительское внимание детям заменяет телевизор и компьютер. Очень жаль, что значение книги, художественной литературы сегодня недооценивается.

«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» - может кто-нибудь вспомнит хотя бы первую часть этого высказывания А. С. Пушкина. а вот ещё одно: «Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.» Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Нельзя недооценивать пользу чтения. Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений.

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и поможет в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности).

Возникает вопрос, когда же начинать прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению художественной литературы?

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Вини Пух», «Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

В последние годы я, как воспитатель, замечаю, что увеличилось количество детей с логопедическими проблемами. А иногда, даже в 3-4 года ребёнок не обладает рекомендуемым программой детского сада словарным запасом и не может высказать то, что хочет. Поэтому необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

Я часто говорю с родителями своих воспитанников о пользе чтения. Рекомендую, какие книги и когда можно читать. Стараюсь узнать, чем любит ребёнок заниматься в свободное время дома. Многие родители прислушиваются к советам. На сегодняшний день, благодаря совместным усилиям педагогов и родителей, в нашей группе из 24 воспитанников только пятеро, к сожалению, не проявляют интереса к чтению.

Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению :

1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, не сравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.

2. Не заставляйте ребёнка учиться читать, не упрекайте, что его сверстники его опережают.

3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.

4. Если ребёнок уже читает, можно читать по очереди (по 1 абзацу, но не на скорость.

5. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.

6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.

7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.

8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.

9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.

10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребё нку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.

11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.

12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.

13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.

14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.

Многолетний опыт работы с дошкольниками доказывает, что работа по формированию у детей интереса к чтению очень важна. Совершенство-вание навыков речевой культуры является необходимым компонентом образованности, интеллигентности человека. Речь любого человека, обогащённая меткими изречениями, образными выражениями, фразеологизмами, пословицами и поговорками становится яркой, живой, выразительной. Поэтому хочется дать несколько рекомендаций молодым педагогам.

1. В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.

2. Во время чтения обязательно рассматривайте и сравнивайте иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги я часто предлагаю детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника-оформителя, придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводите обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Дайте детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:

- как можно было ответить;

- почему не стоило поступать именно так;

- что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

- каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращайте внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому вы научите детей различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов, разовьёте поэтический слух.

5. Читая, сделайте акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Используйте художественные произведения не только на занятиях. Читайте детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседуйте с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Заведите в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например:

24 марта-1 апреля – Неделя детской книги;

27 мая – Общероссийский день библиотек;

6 июня – Пушкинский день России;

21 марта – Всемирный день поэзии;

2 апреля – Международный день детской книги.

Научив детей любить книги, вы научите их любить и понимать родной язык, высказывать свои мысли грамматически правильно, логично, выразительно, точно. Ведь по тому, как человек строит своё высказывание, насколько интересно он умеет рассказывать, можно судить о его умственном, эмоциональном и эстетическом развитии.

Публикации по теме:

«Книга на память» В наше время, насыщенное компьютерами, недостаточно уделяется внимания книге. Компьютерные игры стали более интересным для детей. Они отвлекают.

Стихи для всех Дорогие коллеги! Скоро праздник "День дошкольного работника". Хотелось поздравить всех с праздником пожелать Вам прежде всего крепкого здоровья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 17 января 2013 в 16:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Колпакова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД