ирина юлташева
Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека, следствием чего снижается его интерес к книге. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги.
В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.
Публикация «Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Как показал анализ педагогической литературы (А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др., дошкольники наиболее подвержены влиянию художественных образов, их восприятие впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, и перерабатывает ее в соответствии с небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности.
Ведущую роль в пробуждении интереса к книге играет семья. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Если в прошлом веке регулярно читали детям в 80% семей, то в настоящее время только в 7%. Готовность родителей к читательскому развитию детей находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности.
Задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение дошкольникам литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.
Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, является метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами воспитатель уже с младшего возраста вместе с детьми их моделирует, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. После повторения сказки воспитатель предлагает детям сесть за стол. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. Воспитатель, напоминает содержание сказки и его героев, обсуждая с детьми их образы. Например, первый кружок превратим в репку. Репка какая? (большая желтая круглая). У репки сверху листики. Нарисуйте их карандашом. Пришел дед репку тащить. Дед какой? (старый, усатый). Нарисуйте во втором кружке усы. Это будет дед. Позвал дед бабку. Бабка какая? (старенькая, в платочке). Нарисуем в третьем кружке платочек, это будет бабка и т. д. Когда модель готова, дети вместе с воспитателем называют всех персонажей, отмечая их особенности, показывая каждый кружок. Также, для моделирования сказки, используем геометрические фигуры. Детям предлагается к каждому персонажу подобрать соответствующую геометрическую фигуру. Так, например, колобок - это маленький желтый кружок, медведь - коричневый большой кружок, лиса - оранжевый кружок и т. д. По выстроенной модели дети повторяют сказку. В группах среднего и старшего дошкольного возраста модели усложняются. Уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы.
Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательной деятельности.
Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту "Откуда пришла книга". Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи, которые стояли перед педагогами, а также цель для детей - узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.
Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей : воспитателями были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет?
В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающих в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.
Наиболее увлекательной и результативной инновационной формой работы по приобщению детей к книге и чтению является создание рукописных книг, когда дети самостоятельно, под руководством воспитателя или родителей придумывают рассказы или сказки.
Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ была проведена акция "Пришли мне чтения доброго", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп.
Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм, продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой, она не может осуществляться дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем еще не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.