Елена Петрова
Формирование игровой компетенции педагога в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что игра оказывает мощное влияние на формирование личности дошкольников. В процессе игры происходит становление потребностно-мотивационной сферы ребёнка, осознание своего я, становление самых разных форм произвольности, эмоционально-действенной ориентации в отношениях взрослых и в смыслах их деятельности. Однако, научные исследования З. М. Богуславской, Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой и др. и практика показывают, что сегодня, к сожалению, детская игра редуцируется [1, 2, 12, 13, 14, 15]. Игровую активность ребёнка в должной степени не поддерживают ни семья, ни современная система дошкольного воспитания. Как отмечает В. С. Собкин, директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор, академик РАО ребёнка все чаще учат, и он теряет при этом возможность активного поведения, игры. По его словам, если игра и есть, то очень часто играет воспитатель, а дети смотрят на это [16].
Публикация «Формирование игровой компетенции педагога в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
По данным исследований Е. О. Смирновой, у 60% детей отмечается низкий уровень развития игровой деятельности, связан прежде всего с подменной игры как самостоятельной деятельности игровыми формами обучения, зависимостью детей от взрослого. У детей отмечаются недостаточность развития воображения, произвольности, коммуникативные трудности и пр.
Имеющиеся в профессиональной деятельности педагогов проблемы определяют необходимость формирования у них профессионально-игровой компетентности. Это обязательное требование Федерального государственного стандарта дошкольного образования, который ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности, прежде всего в игре. Это является стратегической задачей, пронизывающей все разделы ФГОС дошкольного образования.
Среди требований к компетентностям педагога согласно ФГОС дошкольного образования - способность оказывать недирективную помощь в организации свободной игры детей, стимулировать самостоятельность и активность детей в разных видах игровой деятельности.
Профессионально-игровая компетентность свидетельствует о способности и готовности воспитателя эффективно применять технологии развития сюжетной игры и игры с правилами.
В формировании профессионально-игровой компетентности, как будущих воспитателей, так и имеющих опыт профессиональной деятельности. Особую роль играет когнитивный компонент : знания воспитателей об игре как ведущей деятельности дошкольника, о специфике игровой деятельности, понимание теорий происхождения игры; опыта проектирования и проведения сюжетной игры с детьми. Операционально-деятельностный компонент профессионально-игровой компетентности включает необходимые умения, навыки, компетенции (диагностическую, прогностическую, коммуникативную, рефлексивную, проектировочную и др., владение алгоритмом, технологией организации игр с детьми. Особую значимость имеет конативный компонент, предполагающий готовность педагога принять игровую позицию, освоить модели поведения, связанные с сокращением дистанции между взрослым и ребёнка.
Исследования и наблюдения показывают, что детская игра не возникает сама по себе, без какого-то участия со стороны тех, кто уже умеет играть – взрослых или старших детей, поэтому истоки игры нужно искать не в природной предрасположенности ребёнка, а в его отношениях со старшими, уже владеющими этой деятельностью. Без специального обучения игра не возникает.
Это значит, что воспитатель должен уметь играть с детьми на равных, демонстрируя им свою заинтересованность и увлечённость. Естественная эмоциональная выразительность взрослого является залогом и даже гарантией вовлечения детей в игру.
Вовлекая детей в игру и помогая её развитию, воспитатель должен не просто играть на уровне других детей, а задавать зону ближайшего развития игры, т. е. втягивать детей в игру более высокого уровня и открывать им новые возможности. Так, в 2-3 года дети вместе со взрослым открывают возможности переименования предметов и игровых замещений. В 3-4 года – принимают игровую роль, овладевают ролевым диалогом, в 5-6 лет – втягиваются в игру-фантазию, комбинируя события и строя сложные сюжеты.
Способствуя развитию самостоятельной игре детей, взрослый на каждом этапе и в каждом виде игры ориентирует ребёнка на сверстников, обеспечивая обогащению совместной деятельности детей за счёт умений видеть и слышать партнёров, учитывать их действия.
В этой связи весьма актуальным становиться вопрос об оказании помощи воспитателям в повышении профессионально-игровой компетенции.
Педагогами нашей дошкольной организации разработаны сценарии мастер-классов, направленные на повышение игровой компетентности воспитателей в развитии сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс есть уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма педагогов, обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Взяв на себя ответственность по формированию профессионально-игровой компетентности у воспитателей через мастер-классы, мы столкнулись с рядом проблем:
-Какая тематика по проблеме формирования профессионально-игровой компетентности у воспитателей должна быть представлена для психологического, методического, педагогического и предметно-практического осмысления в ходе мастер-класса?
- Какую форму организации мастер-класса лучше отобрать в зависимости от выбранной темы?
- Как эффективнее представить профессиональному вниманию коллег содержание выбранной авторской образовательной методики или своей авторской программы?
- Каким образом отработать технологически выверенную цепочку системно структурированных педагогических действий по втягиванию детей в игровую деятельность?
- Какую шкалу оценочно-диагностических процедур в контексте развития сюжетной игры дошкольников выбрать и как её представить участникам мастер-класса?
- В каком объёме, и каким образом предложить примеры из практической работы с детьми?
- На каком уровне представить алгоритм-схему для системно-целостного анализа представляемого методического опыта (уже в готовом варианте или лучше будет создать подобную схему вместе со всеми участниками будущего мастер-класса?
- Обратиться ли к наработанным схемам, способам и технологиям осмысления результатов предложенного или своего собственного опыта?
Предлагаемые нами мастер-классы проводит педагог-мастер – методист, старший воспитатель. Занятия рассчитаны на 2-3 часа, всего 10 занятий. В группу может входить от 7 до 12 человек.
Это презентация своего профессионального методического опыта, осуществляемого на своем рабочем месте.
Мастер-классы включают десять тем, содержание которых опираются на теоретические подходы, предлагаемые Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, Т. Н. Дороновой к пониманию отношений взрослого и ребенка в процессе сюжетной игры:
1. Особенности сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста и её роль в психическом развитии ребёнка.
2. Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки.
3. Игра-придумывание на основе частичного преобразования известной сказки.
4. Игра-придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов.
5. Игра-придумывание на основе развёртывания нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров».
6. Игра-придумывание новых историй на основе реалистических событий.
7. Использование в совместной с детьми игре мозаичных макетов-карт и полифункциональных макетов-моделей.
8. Организация режиссерской игры со старшими дошкольниками.
9. Наблюдение за самодеятельной игрой старших дошкольников.
10. Индивидуально-дифференцированный подход в развитии сюжетной игры детей старшего дошкольного возраста.
Разработанные мастер-классы ориентируют участников на современное понимание организации и сопровождения игровой деятельности детей, создание развивающей предметно-пространственной игровой среды в ДОО, обеспечивающей развитие сюжетно-ролевой игры.
Мастер-классы носят исключительно практико-ориентированный характер обучения, предполагают рациональное сочетание теоретического и практического материала, доступность изложения содержания, качество методического обеспечения.
Содержания разработанных сценариев мастер-классов отвечает запросам практики, соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и требованиям Профессионального стандарта к трудовым функциям педагога дошкольного образования.
Опираясь на собственный опыт, можем отметить, что проводимые мастер-классы дают качественно новый результат.
Воспитатели:
-знают проблемы, возникающие при организации сюжетной игры;
-умеют стимулировать детей старшего дошкольного возраста для самостоятельного развертывания сюжетной игры;
-владеют способами, методами развертывания игры в качестве партнера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1991. 207 с.
2. Гализузова Л. Н., смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет М. :Просвщение,1992.45с.
1. Доронов С. Г. Педагогические условия активизации самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников в детском саду : Автореф. дис. канд. пед. наук. М. : 2012. 22 с.
2. Доронова Т. Н., Щур В. Г., Якобсон С. Г. «Предпосылки организации совместной деятельности в разновозрастной группе малокомплектного детского сада // Дошкольное воспитание 1985. № 6. С. 12-16.
3. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования URL : https://mocdo. mgogi.ru/docs_pdf ( дата обращения: 21.02.2015).
4. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста : Сб. научных трудов. М. : Просвещение, 1978. 268 с.
7. Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. 1989. №4. С. 23-29.
8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 1993. №4. С. 18-23.