Татьяна Паморова
Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
Почему дети не любят читать… то, что читали мы?
Публикация «Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок.
Дети слишком рано учатся читать — раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать.
Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Мы мало полезны своим детям. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.
Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.
Принудительная мотивация
Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту – отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. А для того, чтобы быть таким человеком, должна быть мотивация, мотивация чтения у общества, у ребенка, воспитателя, родителя.
Определение мотивации
Мотив – (от латинского) – приводить в движение, толкать.
Это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Что такое мотивация?
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Что объясняет мотивация?
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Факторы, способствующие развитию мотивации чтения
Многих родителей волнует вопрос, как привить ребенку любовь к чтению?
Однозначных ответов нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Если мама все время смотрит сериал, шоу, а папа спорт или политику, то не всегда у таких родителей ребенок может оказаться книголюбом. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания.
Во вторых – для того чтобы чтение вошло в жизнь ребенка оно должно стать семейным. Родители просто должны находить время для самостоятельного и совместного чтения.
Первый прием чему-то научить ребенка – это заражение. Это и есть залог успеха для установления дружбы ребенка с огромным миром литературы.
Чтобы развить мотивацию к чтению есть еще один совет : предоставьте свободу выбора книги на магазинной полке – своему ребенку. Этим вы даете ощутить ценность мнения и значимость выбора маленькой личности. Как часто можно слышать сегодня из родительских рассказов – ничего не читала, но пришла в магазин, выбрала какую – то муть, но сама…пришлось купить. Читает…быстро прочитала все»
Если мы в дошкольном возрасте не выработаем мотивацию к чтению – дети на предложение родителей почитать будут смотреть удивленно и недоуменно.
Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
Красочно оформленная библиотечная зона (как в детском саду, так и дома) : наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги); наличие в книжном уголке разных типов книг (книжки - игрушки, книжки - картинки, книжки – энциклопедии) и прочие. Главное, чтобы книжное окружение вызывало интерес детей. А интерес к книге у ребенка появляется рано, вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации, а затем возникает интерес к тексту, к судьбе героя повествования.
Развивая своих детей, давайте им книги, содержание которых совпадает с увлечениями и хобби детей. Покажите детям, как хорошая книга может увеличить их знания в конкретной области и расширить кругозор в общем
Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
Мотивируйте ребенка самостоятельно находить новые книги для чтения. Демонстрировать вашему ребенку книги – хороший способ составить сборник произведений, но ребенок, который самостоятельно выбирает книги, выигрывает этим, повышая чувство независимости.
Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом : как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.
Ситуация успеха.
Когда ребенок начинает бегать с книжкой в руках, чтобы показать вам иллюстрацию из книги, или прочитать вам что-то интересное, рассказать о прочитанном или увиденном вспомните, что одна из самых больших радостей – делиться с близкими людьми тем, что ты сам любишь. Отсюда идет и психологический постулат «Люди любят – когда их любят», или, перефразируя – когда совпадают интересы. Поэтому надо набраться терпения, и забыв о времени, выслушать то, что вам, вероятно уже давно известно, но для вашего ребенка является открытием, которое невозможно держать в себе.
Какие же условия необходимы для целенаправленного воздействия на ситуацию успеха?
1. Важно у ребенка вызвать интерес к книге, стимулируя тем самым его любознательность.
2. Строить процесс познания по принципу сотрудничества, поддержки, проявлять внимание к ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям по отношению к книгам, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
3. Учить детей интересоваться книгой, планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
4. Построить любовь к книге с таким расчетом, чтобы в процессе чтения возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми.
5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.
6. Поддержка детской активности, любопытства.
Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку в выборе книг, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению.
Успешная деятельность дошкольника - это универсальное условие целостной самореализации, где ребенок получает опыт расширенного самосознания, предвосхищая свои возможности. Успех связан с эмоциональным переживанием, позволяющим, осознать свою сопричастность с миром, успех "окрыляет", повышает уверенность в себе, активно стимулирует личностный рост.
По словам Сухомлинского «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий взрослый находит путь к сердцу ребенка»