Лихачёва Татьяна
Формирование и развитие личности дошкольника посредством приобщения его к русской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
На современном этапе развития жизни общества многие люди открывают для себя заново некоторые аспекты жизни и зачастую их переоценивают. Это относится и к прошлому нашего народа. К сожалению, современное общество очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?
Публикация «Формирование и развитие личности дошкольника посредством приобщения его к русской национальной культуре» размещена в разделах
О чем мечтали? Таким образом, налицо противоречие между потребностью общества к знанию истоков русской народной культуры и недостаточным вниманием к этой проблеме со стороны системы образования и воспитания детей. Уделить внимание этому аспекту в музыкальном воспитании детей – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Содержание образовательной деятельности по данной теме соответствует федеральным государственным требованиям по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре.
Для решения задач обретения дошкольниками любви к старинным напевам, родному языку, к творчеству и привития любви к своей Родине через знакомство с произведениями музыкального фольклора и их исполнение, а также участие детей в музыкально - театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, где в совокупности дети смогут применить свое умение, навыки сольного, ансамблевого пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений, был разработан проект: «Формирование и развитие личности ребёнка через приобщение его к русской национальной культуре», направленный на приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры как важной части духовной культуры народа.
Актуальность проекта определяется стремлением расширить и углубить знания детей о различных формах русского фольклора, народной культуре, развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы. Данная музыкально – творческая деятельность дошкольников способствует решению проблемы формирования патриотических чувств и развитию духовности детей дошкольного возраста на современном этапе развития нашего общества.
Цель проекта:
- Познакомить детей дошкольного возраста с устным народным творчеством.
- Систематизировать знания родителей и детей о культурном наследии русского народа.
- Развить у детей музыкально – творческую деятельность средствами русского народного фольклора.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора
2. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к устному народному творчеству, умения услышать, увидеть, прочувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях фольклора.
3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.
4. Расширить знания детей о словесно – музыкальном искусстве и русском фольклоре.
5. Обогащать запас слов, обозначающих названия предметов, действий признаков, используемых в русском фольклоре.
7. Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о различных формах русского фольклора.
Принципы и подходы,
которые особенно важны для организации деятельности со старшими дошкольниками, направленной на приобщение их к истокам русской народной культуры.
1. Принцип психологической комфортности. Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества (креативности). Данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает развитие у детей «вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип развивает не только творческое мышление у детей и педагога, но и тренирует способность спокойно относиться к сложным ситуациям. Кроме того, этот принцип даёт свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
4. Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперёд своим темпом. Этот принцип является оптимальным для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Так, один ребёнок ограничится минимумом, а другой - возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами.
Ожидаемые результаты:
Данный проект:
- Позволит дать детям новые знания об истоках русской национальной культуры;
-Сформирует основные исполнительские навыки музыкальной деятельности;
- Раскроет детский творческий потенциал дошкольников;
- Расскажет о мероприятиях направленных на сохранение культуры и истории русского народа;
- Приведет к пониманию сохранения ценности народной культуры;
- Поможет донести до сознания воспитанников понимание того, что они являются носителями русской народной культуры;
- Будет способствовать приобщению родителей к совместной с детьми музыкально - игровой и исполнительской деятельности.
Проект рассчитан на детей старшей группы (от 5 до 6 лет).
Психолого – педагогическая характеристика
детей данного возраста:
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Условия реализации проекта:
Для успешной работы по реализации данного проекта необходимо создать определённые условия, способствующие наиболее полноценному формированию знаний детей об истории русской культуры и развитию познавательного интереса к национальным традициям.
- Создание в группе уголка-экспозиции, посвящённой истории культуры быта русского народа.
- Использование на занятиях по ИЗО деятельности русскую национальную тематику.
- Использование на занятиях по развитию речи произведения русского национального фольклора.
- Подобрать необходимую музыкальную литературу для музыкально-творческой работы с детьми.
-Подготовка и проведение с детьми фольклорных праздников и развлечений.
Этапы реализации проекта:
Участниками проекта являются: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей группы и их родители.
Проект среднесрочный (январь – май) и реализуется в III этапа.
Первый этап – Подготовительный
(январь)
Осуществляется осознание проблемной ситуации, определение целей и задач проекта; подбор и изучение методической литературы по теме проекта; разработка проекта и перспективного планирования мероприятий.
Разрабатывается диагностика знаний детей по теме.
Проводится диагностическое обследование по теме проекта; анкетирование детей и их родителей с целью выявления уровня представления о различных формах русского фольклора.
По результатам опроса выстраивается работа с детьми, родителями.
(Анкеты для родителей и диагностический материал в приложении №1).
Целями этой работы является:
- Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме;
- Повышение педагогической грамотности родителей в приобщении своего ребенка к истокам русской национальной культуры;
- Разработка системы мероприятий по ознакомлению с устным народным творчеством:
1. Перспективно – тематическое планирование по теме.
2. Определение критериев объема знаний детьми литературно – художественного фольклорного наследия.
3. Продумывание непосредственно образовательной деятельности: праздников, досугов и развлечений по теме;
4. Подборка информационных ресурсов для самообразования;
5. Подбор необходимого литературно – художественного и методического материала.
(Деятельность по данному этапу представлена в приложении №2).
Второй этап – Практический
(февраль, март, апрель)
Осуществляется формирование мотивации детей и их родителей к участию в проектной деятельности; обогащение знаний и опыта воспитателей, родителей по теме проекта; привлечение родителей к активному участию в творческой работе детского сада. Разрабатывается система взаимосвязанной работы музыкального руководителя, воспитателей, родителей по приобщению детей к русской национальной культуре.
(Практический материал представлен в приложении №3.)
Планируется организация открытых занятий, досугов, конкурсов, и других мероприятий.
Третий этап – Заключительный
(май)
Организуется представление конечных результатов проекта:
- Фотоальбом;
- Творческий отчет в форме музыкально – театрализованной композиции по русскому фольклору детей старшей группы «В деревне Потешкино»;
- Выставки, в которых будут представлены наглядные материалы - репродукции картин на русскую фольклорную тематику, предметы быта, книги, аудио, видео материалы, детские рисунки, поделки изготовленные детьми и их родителями по теме: «Элементы русского национального костюма», декорации к театрализованному представлению;
- Методические рекомендации, адресованные музыкальным руководителям, воспитателям, а также родителям для проведения работы по приобщению детей дошкольного возраста к народному творчеству посредством музыкально – театрализованной деятельности;
- Особое внимание уделяется приобщению родителей к деятельности по знакомству с устным творчеством и приобщению истокам национальной культуры своих детей.
Более подробно план действий по взаимодействию с родителями представлен в приложении №5.
Приложение №1
Диагностика развития музыкально-творческих способностей детей. Старшая группа.
Фамилия, имя ребёнка Музыкально-ритмические движения Пение Игра на ДМИ Творческое восприятие музыки
Диагностическая методика развития музыкально-творческих способностей детей, в основу которой мы положили работы К. В. Тарасовой и А. И. Бурениной.
Цель: исследование уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении.
Задание 1. Исполнительское творчество. Танцевальная композиция «Если добрый ты» (Музыка Б. Савельева из м/ф «Кот Леопольд»).
Дети свободно располагаются по всему залу, выполняют самостоятельно знакомую им танцевальную композицию.
Критерии оценки:
а)Музыкальность.
- умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
- в движениях выражается общий характер музыки, темп.
- движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
б) Эмоциональность.
- умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
- передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
- затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Задание 2. Композиционное творчество. Импровизация «Озеро» (музыка К. Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»).
Инструкция: Сейчас мы представим, что находимся на дне озера. В озере растут водоросли и плавают рыбки. Подумайте, кого бы вы хотели изобразить, послушайте музыку и представьте себя в выбранной роли (слушание произведения). А теперь изобразите в движении то, что вы услышали, увидели и почувствовали (водорослям предлагается выбрать шифоновые шарфики, а рыбкам - накидки, изображающие чешую).
Критерии оценки:
в). Творческие проявления.
- проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.
- затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
- отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении.
Задание 1. Вопросно-ответные интонации.
Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?»
Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого - раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.
Критерии оценки:
- использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках
- использование мелодических оборотов, построенных на 2 звуках
- использование 1 звука или проговаривание
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст.
Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст:
Киса-кисонька-краса,
Шубка очень хороша.
Мордочка усатая,
Спинка полосатая.
Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо», говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их попевает.
Критерии оценки:
- использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии
- использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии
- ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание.
Выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах.
Задание 1. Сочинение ритмических рисунков.
Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос, а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.
Критерии оценки:
- оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога
- использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога
- копирует ритмические рисунки педагога
Задание 2. Сочинение мелодий на металлофоне.
Инструкция: «Что тебе больше нравится: фортепиано, ксилофон или металлофон? Хочешь о чём-нибудь сыграть? Попробуй. Сыграй свою песенку, о чём хочешь».
Ребёнку предлагается на выбор - фортепиано, ксилофон, металлофон.
Если этот вариант не принимается, задание упрощается: «Сыграй про зайку», «Про мишку» и т. д.
Критерии оценки:
- сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.
- мелодическое и ритмическое однообразие.
- просто перебирает пластинки, клавиши
Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения
(Э. Григ «Утро»).
Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.
Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.
Критерии оценки:
- передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании.
- передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании.
- не справляется с заданием.
Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки и выражению услышанного в рисунке и рассказывании.