Марина Митюшина
Формирование гражданско-патриотических чувств через приобщение к истории и культуре России
▼ Скачать + Заказать документы
«С чего начинается Родина?»
(из опыта работы)
Митюшина М. Е.,
воспитатель МБДОУ д/с № 61 «Малышок»
г. Ставрополя
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Темочки:
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В дошкольном возрасте формируется у ребенка целостный образ его маленькой родины, ее природы, культуры, истории. При таком подходе у ребенка развивается представления о своеобразии Северного Кавказа, Ставрополя. Он может назвать некоторые национальности, проживающие на территории Ставропольского края. В его взглядах сосуществуют русские и другие национальности. Поэтому патриотизм не разделим с уважением к другим народам. Дети должны знать, что дружба между народами – залог мира, благополучия, богатства Родины и счастья.
Родившись и проживая в определенном месте, человек органично впитывает в себя окружающую среду. Учитывая региональный компонент, мы воспитываем детей на народных традициях, культуре, даём элементарные сведения из истории казачества.
Главное – сделать процесс ознакомления детей с историей родной страны понятным и увлекательным.
Мною разработаны специальные занятия по ознакомлению с историей, культурой, бытом русского народа и казачества, с фольклором.
Тематическое планирование поможет построить работу с детьми более эффективно и интересно, в результате чего дети легко усваивают знания о стране, родном крае, устанавливают взаимосвязь между событиями и явлениями.
Раздел «Родная семья». Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Для закрепления полученных знаний можно провести с детьми серию игр:
• «Семейный альбом», (определение границ своей семьи);
• «Чей я родственник», (выделение близких и дальних родственников);
• «Мы похожи и разные», (внешность и психологические портреты членов семьи).
• Разыгрывание ситуаций: «Вечер в семье», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять настроение маме (папе)», «Если у тебя есть два билета в цирк, с кем бы ты хотел пойти».
• Также используются сюжетно-ролевые игры, позволяющие увидеть и почувствовать себя в роли родителей, разыгрывание и обсуждение сложных и конфликтных ситуаций.
Раздел «Родной город». Дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, о роли казачества в истории Ставрополя.
Для закрепления материала этого раздела я использую такие игры как:
• «Узнай по описанию», (найти среди фотографий и иллюстраций города ту, на которой изображено то место, о котором идёт речь);
• «Ленточка жизни», (знакомство с последовательным развитием города во времени, узнавать достопримечательности города на фотографиях в прошлом и в наши дни);
• «Закончи предложение», (учить заканчивать предложения, понимать смысл сказанного. Например: «Я живу в городе …», «Я живу на улице …», «Жителей нашего города называют …»);
• «Путешествие по Ставрополю», «Родные улицы», (знать, почему город носит такое название, какие улицы есть, именами каких знаменитых людей они названы);
• «Назови достопримечательности по иллюстрациям», «Мы экскурсоводы»;
• «Кто чем управляет», (профессии на транспорте);
• «Жилое - нежилое», (закреплять знания детей о зданиях разного назначения).
Раздел «Родная страна». На занятиях дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России : герб, флаг, гимн. Знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость, уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
• «Россия – страна моя родная», «Где я живу», «Иностранец», (обогащение представлений и знаний о России, её географическом положении, о Москве);
• «Русская изба», (выявление сходства и различия в культурах народов мира. Например, разложить картинки на две группы – в одну, все, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта, культуры, блюда, сказочные герои, а в другую – относящиеся к культуре другого народа);
• «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб», (закрепление знаний о государственном флаге (гербе, узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран);
• «Кто в какой стране живёт», (названия стран, населения этих стран. Например: кто живёт в Америке? – американцы, кто живёт в России? – россияне.)
Раздел «Родная природа». При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Для этого раздела использую игры:
• «Художник - природа», (ознакомление детей с понятием «икебана», составление букетов, закрепление названий растений, характерных для наших мест);
• «С какого дерева листок», «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт», (растительный и животный мир русского леса);
• «У кого какой домик», (закрепление знаний о жилищах диких животных, птиц, насекомых);
• «Чьи припасы», (чем питаются дикие животные);
• «Зелёная аптека», (лекарственные растения и их полезные свойства).
Раздел «Родная культура». Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, национально-культурным ценностям и обычаям казачества на Ставрополье. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, обрядами, народно – прикладным искусством.
Материал раздела «Родная культура» закрепляю с помощью игр:
• «Незаконченные картинки», (развитие воображения, закрепление знаний славянских музыкальных инструментов, предметов быта, национальных костюмов);
• «Из какой сказки?», «Кто лишний?», (обобщение и классификация по сказкам);
• «Собери картинку», (мужской и женский народные костюмы);
• Творческие игры – инсценировки по сказкам;
• «Сложи рождественский узор», (из палочек и геометрических фигур);
• «Лавка сувениров», (обогащение представлений о народно – прикладном искусстве);
• Использование сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие интереса к русским традициям гостеприимства. Совершенствование культуры поведения, правил этикета, знание элементарных блюд русской кухни.
Большая роль отводится совместной деятельности с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого и ребенка.
Многое о том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, потешки, поговорки. Не секрет, что опыт, мудрость, знания людей, живших задолго до нас, пришли к нам с пословицами и поговорками.
Но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: ощутить тепло русской печки, ухватом достать из нее горшок, убаюкать в колыбельке малыша Дети лучше поймут их смысл в процессе игры.
В игре можно воссоздать обстановку прошлых лет и стать не только наблюдателем, но и участником событий. Пользуясь рукомойником, покачивая колыбельку, поглаживая котика, дети с удовольствием будут повторять потешки и колыбельные песенки.
В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно - ролевые, театрализованные, детские казачьи игры и забавы, цель которых – формирование начального представления о богатстве национальной культуры.
Например:
1. Чет и нечет. Один из играющих берет в горсть несколько мелких камушков, кидает их вверх, и, подставив верхнюю часть ладони, старается, чтобы попало на нее как можно больше камушков; затем, прикрыв их левою рукою, спрашивает у других: «Чет или нечет»? Не угадавший платит фант и оплачивает его каким-либо смешным действием, назначаемым угадавшими.
2. Молчан. Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждый из играющих старается рассмешить его, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное. Если удалось ему рассмешить, то не выдержавший удаляется из игры.
3. Оракул. Игра происходит на вечеринках, - между девушками и парнями. Одному или одной завязывают глаза и сажают на стуле посреди комнаты; это и есть «оракул». Каждый из остальных подходит и прилагает к голове «оракула» один палец. Чувствуя прикосновение, оракул предсказывает, например, девушке: «В нынешнем году тебя женят» и проч., - раздается, конечно, смех.
4. Кольцо. На веревку надевается кольцо, и связываются концы веревки; играющие становятся в круг, берут веревку в руки, а один из играющих, стоящий в середине круга, отыскивает кольцо, и в чьей руке оно окажется, тот идет в круг отыскивать вновь кольцо, а первый занимает его место.
5. Верёвочка. Играют, образовав круг, берутся руками за верёвочку. Число играющих зависит от размера верёвочки и помещения, в котором проходит игра. Один из играющих входит в середину круга; для того, чтобы он опять вошёл в общую цепь, необходимо ударить кого – либо из держащих верёвочку по руке. Игра ведётся оживлённо тогда, когда в кругу находится человек проворный и когда остальные играющие тщательно следят за его действиями и собственными руками не позволяют ему ударить по рукам. По правилам игры, с верёвочки нельзя убирать сразу две руки.